В марте 1974 года в провинции Шэньси, в полутора километрах от величественного кургана древнекитайского императора Цинь Шихуанди, местные крестьяне копали колодец. Искали воду, а нашли глиняные голову и торс в натуральную величину. Позже археологи извлекли из земли и собрали заново сотни статуй терракотовых воинов и лошадей. Глиняная армия возрастом свыше 2200 лет прослыла новым чудом света, после чего ее солдаты «объездили» полмира, привлекая в музеи, где выставлялись, рекордное количество посетителей. В 2006 году они даже «выходили на сцену» нью-йоркской Метрополитен-оперы в качестве декорации в опере Тань Дуня «Первый император». Партию Цинь Шихуанди, по приказу которого и была создана Терракотовая армия, исполнял знаменитый тенор Пласидо Доминго.
Правивший в III веке до н. э. первый объединитель Китая (принятое им по итогам завоеваний имя Цинь Шихуанди так и переводится — «первый небесный правитель из дома Цинь») отчаянно не хотел умирать. Древнекитайский историк Сыма Цянь писал, что император неоднократно поручал подданным найти снадобье, дающее вечную жизнь, и не выносил разговоров о смерти. Однако правитель позаботился и о том, чтобы ни в чем не нуждаться, если все-таки придется отправиться в загробный мир. Цинь Шихуанди взял с собой в могилу «макеты» своей империи и дворца, статуи чиновников, артистов, слуг. И многотысячную армию терракотовых солдат и офицеров.
Идеальное государство
Погребение Первого императора расположено по фэншуй: согласно этому учению, хоронить, как и селиться, нужно там, где задерживается энергия ци, то есть между горами и водой
Терракотовая армия
Дворец. Развалины на верхнем уровне Внутреннего города — остатки дворца, использовавшегося не для церемоний, а для пиров и отдыха. Такие дворцы нередко строили в древнекитайских погребальных комплексах.
Остатки домов смотрителей. Здесь жили чиновники, обязанностью которых было поддерживать порядок в погребальном комплексе.
Колесницы. В квадратной яме найдены две бронзовые колесницы с четверками лошадей — открытая боевая (в сражении такие были в авангарде циньской армии) и снабженная закрытой кабиной (вероятно, для инспекционных поездок по стране). Колесницы и лошади вдвое меньше натуральной величины.
«Пруд». Здесь найдены глиняные фигуры слуг, музыкантов, а также бронзовые статуи птиц, обитающих у воды: журавлей (древний китайский символ долголетия), гусей и лебедей.
Курган. Под ним находятся гробница Цинь Шихуанди и подземный дворец. Что в них, пока остается тайной: власти не дают разрешения на масштабные раскопки, опасаясь повредить сокровища. Вскрывать насыпь небезопасно: анализ почвы выявил повышенное содержание ртути. Сыма Цянь писал, что по приказу Цинь Шихуанди на полу усыпальницы изобразили карту империи, а «реки» и «моря» на ней наполнили ртутью.
Кладбище строителей. Больше сотни могил, от одного до 14 тел в каждой. Древнекитайские историки сообщали, что на строительство было отправлено более 700 тысяч человек. Трудились здесь в основном государственные рабы, попавшие в кабалу за долги или проступки, либо военнопленные. Когда их хоронили, поверх останков клали куски черепицы со сведениями об умершем: имя, место жительства, ранг и совершенное преступление.
«Дворцовый зверинец». Здесь найдены статуи слуг, миски и ошейники, скелеты диких зверей и птиц. Это, вероятно, имитация зверинца, где держали редких животных для охоты.
Яма чиновников. Тут обнаружены терракотовые фигуры чиновников высотой 1,8–1,9 м и колесничих, остатки деревянной колесницы и кости лошадей.
«Конюшня» — ямы, в которых найдены скелеты императорских лошадей, керамические сосуды для корма и статуи конюхов.
Могилы знати. По мнению исследователей, здесь похоронены возможные соперники сына Цинь Шихуанди, казненные им после прихода к власти: высшие сановники и сводные братья и сестры.
Ямы с акробатами. В них найдены 11 терракотовых фигур акробатов и инвентарь для выступлений: треножники, копья, бронзовые сосуды.
Конструктивное решение
Цинь Шихуанди хотел от подданных странного: глиняные статуэтки в могилы клали и до него, но никогда еще в Древнем Китае не делали реалистичных изваяний людей в натуральную величину. Пришлось разрабатывать технологию нового «массового производства».
У каждого воина индивидуальные черты лица, различается и форма ушных раковин. Изначально фигуры были ярко раскрашены, цвета соответствовали рангам и подразделениям.
Ямы с терракотовой армией
Они расположены на подступах к кургану: глиняные воины как бы выставлены на его защиту. Земляные стены ям укрепили деревянными балками, пол вымостили серым кирпичом, перекрытия над помещениями были бревенчатые, на них клали циновки, слой глины для защиты от воды и несколько слоев утрамбованной земли. В трех ямах найдено более 8000 терракотовых фигур, и это не предел. С 1979 года здесь открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Шихуанди.
Этапы «производства»
Лепка корпуса осуществлялась ленточным способом — из глиняных полос шириной 2 –4 см и толщиной 2–7 см. Корпус изготавливали полым, чтобы уменьшить давление на ноги.
Головы, руки и ноги изготавливали отдельно, в двухчастных формах по технологии, отработанной на производстве глиняных труб и черепицы. Головы делали полыми.
Сборка. Соединение конечностей с корпусом закрепляли полосами из глины.
Придание индивидуальности. На корпус новым слоем накладывали пластины доспехов. Лицу придавали особенные черты. К голове прикрепляли усы, бороду, уши, прическу, головной убор.
Сушка и обжиг. Фигуры сушили на открытом воздухе в тени, а потом обжигали в печах при 800–1200 °С.
Покраска. Краски делали на яичной основе из пигментов минерального происхождения.
Вооружение. В руки воинам давали настоящее боевое оружие, некоторые экземпляры успели побывать в сражении.
Схема расположения ям
(1) Яма № 1 . Самая большая — ее площадь 13 029 м2. Около 6000 воинов в боевом порядке, лошади и колесницы.
(2) Яма № 2 — «Военный лагерь». Остатки колесниц, фигуры коней и солдат.
(3) Яма № 3 — «Ставка командования». В ней всего одна колесница с четырьмя лошадьми, статуи офицеров и солдат «охраны».
(4) Яма № 4 пуста — возможно, ее просто не успели наполнить.
«Стройка века» номер два
При Цинь Шихуанди укрепления, возведенные вдоль северных границ для защиты от варваров, объединили в Великую Китайскую стену (правда, та, что сохранилась до наших дней, в основном была создана уже при династии Мин, XIV–XVII вв.). Цинь Шихуанди вообще любил строить, особенно дворцы. Однако циклопические проекты истощали государство и были тяжелым бременем для его жителей. По сути, правитель в буквальном смысле унес с собой в могилу величие и процветание созданной им империи: после смерти Цинь Шихуанди в 210 году до н. э. по всей стране начались восстания. В результате через четыре года династию, которая по его замыслу должна была править 10 000 лет, свергли.