Биография художника
Павел Федотов родился в 1815 году в нищей русской дворянской семье. В 1826 году в возрасте 11 лет он начал обучение в Первом московском кадетском корпусе в качестве военного офицера. Проработав 10 лет в качестве офицера, он решил уйти в отставку и прекратить блестящую военную карьеру. А затем - осуществить свою мечту - стать художником. Живописцем он стал, но счастья ему это ремесло, к сожалению, не принесло. Федотов прожил всего до 37 лет. Эти годы прошли в нищете, разочаровании безумии... Ему даже пришлось пройти лечение в психиатрической больнице. Друзья и родственники продолжали навещать его и часто вспоминали того молодого блестящего офицера, который последние 8 лет хоть и приобретал художественные навыки, но терял здравый ум. Несмотря на трагическую жизнь, Павел Федотов оставил миру великолепные детализированные изображения интерьеров, которые к тому же несут глубокий социальный подтекст. Одним из таких произведений является картина «Сватовство майора» 1848 года.
«Сватовство майора»: предыстория написания
До середины XIX века картины русских художников обычно изображали три сюжета: исторические события, библейские истории и аристократические портреты. С середины XIX века появляется все больше сюжетов о среднем классе, который становится все могущественнее и сильнее. В чем их ценность для художников? У среднего класса всегда были средства на покупку предметов искусства и они охотнее на это шли. Поэтому впоследствии возникли новые сюжеты о среднем классе. В этой связи Павел Федотов со своими актуальными темами о любви, деньгах и престиже оказался очень кстати.
Сюжет картины
Павел Федотов начал работу над полотном (также известным под названием «Женитьба майора») в 1848 году. Художник изобразил «Сватовство майора» как мизансцену (французский термин, означающий постановочную сцену). Федотов изображает сюжет картины так, словно это сцена из спектакля. Все герои замирают в самом выразительном жесте и кульминационном моменте - это усиливает сюжетную историю.
«Сватовство майора» - главное произведение зрелого периода в творчестве Федотова. Оно буквально раскрыло принципы его искусства, определило методы работы и стиль. За знаменитое полотно Федотову было присвоено звание академика. Вся композиция картины разделена на группы, каждая из которых развивает свою сюжетную линию в рамках общей темы. В центре композиции - бегущая невеста и мама, пытающаяся ее удержать.
Майор
«Сватовство майора» отражает очень распространенную традицию в России XIX века: обеспеченный холостяк, желающий заключить брак с подходящей дамой. Сам майор стоит в дверном проеме справа от сцены. Его тело освещается сзади золотисто-желтым светом. Хоть и фигура изображена в силуэте, все его черты (даже скучающее лицо), хорошо видны. Возможно, майор не является самым завидным женихом и мечтой всех девушек, но он проецирует образ разумного и рационального человека, желающего жениться. В нем нет ни единого намека на любовь или привязанность, но при этом майор излучает честь и респектабельность.
Сваха
Следующая важная фигура, на которой художник акцентирует внимание - сваха (слева от майора). Она одета в красное платье с темной юбкой. Ее волосы покрывает платок. В одной ее руке - белый носовой платок, а другая указывает на майора позади нее. Федотов поймал момент, когда сваха снисходительно смотрит на отца потенциальной невесты. Видимо, сваха говорит что-то ободряющее будущему тестю. На ее лице - легкая улыбка. Сваха - лучший маркетолог того времени, который выгодно "продаст" товар нужному человека ради выгод обоих сторон.
Отец невесты
Фигура отца - одна из самых темных и сложно различимых. Он одет в широкую мантию, который делает его тело буквально бесформенным. И если бы не его белая борода и румяный цвет лица, он почти слился бы с фоном. Отец должен был быть главой семьи этого важного процесса, но отнюдь. Федотов сделал мать невесты более значимой фигурой, отец здесь все же второстепенен. Сам он выглядит скромно, а вот его обеспеченное положение выдает богато украшенный дом. Потолок обшит панелями, в комнате много дорогих предметов, такие как люстра, позолоченные рамы для картин и хрупкая стеклянная посуда. Семья купца - идеальный образ среднего класса.
Мать
Слева от отца элегантно одетая мать. Она определенно готовилась к приходу значимых гостей. На ней надето розовое платье с белой шалью. Очень заметна (и это не просто так) сережка с бриллиантами, свисающая с уха. Волосы матери невесты собраны в зеленый платок. Крестьянское происхождение этой героини выдает платок. Да, она дорого одета, на ней есть драгоценности, но в то время женщины более высшего класса не носили платки и, конечно, не позволяли себе подобных жестов рядом с чужими людьми. Представительницы высшего сословия могли украсить свои волосы декоративными элементами или вовсе ничего не вставлять в прическу. Мать держит свою шаль в одной руке, а другой пытается поймать свою дочь. Похоже, она удерживает дочь от побега. Губы и глаза героини широко раскрыты, будто приказывая: «Вернись, дитя, ты много теряешь!».
Потенциальная невеста
В центре картины и сюжета - потенциальная невеста майора. Безусловно, она прекрасна во всем. И в этом жемчужном воздушном платье во много слоев, и в своем милом девичьем личике. Белоснежная кожа девушки практически слилась с платьем. Кстати, наряд очень напоминает свадебное платье. Не рано ли? Подобная деталь вкупе с ее побегом добавляет сюжету комичности. Ее изумительный наряд подчеркивают три нити жемчуга в комплекте с серьгами.
Композиция и связь героев
Взаимодействие этих персонажей - одна из основных линий развития сюжета. Повинуясь воле художника, зритель перемещается от персонажа к персонажу и все они связаны жестом или позой. Таким образом, создается некая «композиция движения» слева направо. Несмотря на то, что картина небольшого размера, все детали и элементы очень тщательно проработаны - доказательство мастерства автора! В качестве объяснения «Сватовству майора» Федотов написал поэтическое произведение - знаменитую «Рацею».
1. Главный герой - майор, стоит в дверном проеме справа от сцены. Это обеспеченный холостяк, желающий заключить брак с подходящей дамой.
2. Сваха одета в красное платье с темной юбкой. В одной ее руке - белый носовой платок, а другая указывает на майора позади нее. Федотов поймал момент, когда сваха снисходительно смотрит на отца невесты. Видимо, сваха говорит что-то ободряющее будущему тестю. На ее лице - легкая улыбка.
3. Фигура отца - одна из самых темных. Он одет в широкую мантию, который делает его тело бесформенным. Если бы не белая борода, он почти слился бы с фоном.
4. Мать определенно готовилась к приходу значимых гостей. На ней надето розовое платье с белой шалью. Очень заметна сережка с бриллиантами, свисающая с уха. Крестьянское происхождение матери выдает платок (в то время женщины более высшего класса не носили платки и, конечно, не позволяли себе подобных жестов рядом с чужими людьми). Мать держит свою шаль в одной руке, а другой пытается поймать свою дочь. Губы и глаза героини широко раскрыты, будто приказывая: «Вернись, дитя, ты много теряешь!».
5. В центре картины и сюжета - потенциальная невеста майора. Безусловно, она прекрасна во всем. И в этом жемчужном воздушном платье во много слоев, и в своем милом девичьем личике. Кстати, наряд очень напоминает свадебное платье. Не рано ли? Подобная деталь вкупе с ее побегом добавляет сюжету комичности.
6. Отец и хозяин дома выглядит скромно, обеспеченное положение выдает богато украшенный дом. Потолок обшит панелями, в комнате много дорогих предметов, такие как люстра, позолоченные рамы для картин и хрупкая стеклянная посуда. Семья купца -идеальный образ среднего класса.
Тем не менее, все на полотне имеет печать купеческого вкуса: неподходящий наряд на хозяине дома, крестьянский платок на голове матери, слишком вычурный наряж дочери, грубые жесты и явная нелепость ситуации. В гостиной также видны вкусы владельцев: вместо модных картин на стене изображен портрет митрополита (снова отсылка к крестьянскому прошлому).
Таким образом, несмотря на сложную личную судьбу. Павлу Федотову удалось создать целостный образ купеческой жизни XIX века. Здесь и комичный сюжет, и средний класс, не готовый расстаться с крестьянскими привычками, и традиции заключения брака той эпохи, и большие социальные перипетии. Искусствоведы и критики, впервые увидевшие полотно Федотова, в один голос называли его одним из замечательных произведений русской живописи XIX века, которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника».