Сам Беллини считается одним из самых загадочных художников эпохи Возрождения из-за значительных трудностей в интерпретации его работ, а «Священная аллегория» является одним из самых таинственных произведений автора.
Несмотря на то, что общий смысл картины так и не был раскрыт, мы все же постараемся рассказать о некоторых ее элементах.
Сцена разворачивается на просторной террасе с мраморным полихромным полом, вблизи живописного берега озера. Красочный пейзаж изобилует фигурами святых, чья связь, как и общий смысл произведения не вполне ясны.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что в левой части картины изображена Дева Мария, восседающая на троне над которым висит балдахин, имитирующий рог изобилия – символ плодородия.
На троне виден фриз, изображающий сцену из мифа о древнегреческом боге Марсии, который был жестоко наказан Аполлоном за выигранное состязание. Считается, что мучения Марсия являются своеобразной отсылкой на Страсти Христа.
За перилами террасы, вероятно, изображены апостолы Петр и Павел.
Вблизи с самой Марией расположены две женские фигуры (одна из них, кажется, висит в воздухе) истинное значение которых неизвестно. Они могут быть как святыми, так и олицетворением двух добродетелей.
На заднем плане, прямо у края изображения, видна фигура в тюрбане, вероятно, символизирующая иноверцев. Примечательно, что этот образ был добавлен уже после создания картины, однако причины внесения столь серьезных изменений так и остаются загадкой.
По центру террасы четверо детей играет вокруг маленького дерева, на котором еле различимы серебряные фрукты. Дерево может символизировать Древо познания, символ жизни и мудрости.
Справа видны приближающиеся святые - Иов и Себастьян.
Берега близлежащего озера населены людьми и животных, а среди окружающей растительности прекрасно различимы деревни и крепость на вершине холма.
При детальном рассмотрении, у берега с крестом, можно заметить фигуру отшельника в пещере и даже кентавра.
По наиболее вероятной версии «Священная аллегория» предназначалась исключительно для элиты XVI века, в достаточной степень культурно подготовленной, чтобы понять истинный смысл картины. Но к сожалению, для современных исследователей общий символизм произведения так и остается загадкой.