ак ли это на самом деле, и какие интересные факты известны об отлучении от Церкви в Православии?
Немного истории: Православная Церковь различает епитимью, одной из форм которой является отлучение от Святого Причастия и анафему (собственно отлучение от Церкви). Эти понятия часто путают, однако во время епитемьи человек по-прежнему остается православным христианином, несмотря не то, что его участие в жизни Церкви значительно огранивается. Те же, кто был предан анафеме, считаются полностью оторванными (отлученными) от Церкви.
I. Основными причинами, в связи с которыми человек может быть анафематизирован (отлучен от Церкви), являются ересь и раскол, однако истории известны и более интересные случаи: оскорбление царя, почитание «не тех икон», слишком усердное поклонение определенным святым.
II. Считается, что снятие анафемы зависит исключительно от покаяния осужденного, однако за всю историю не было ни одного человека раскаявшегося в содеянном столь убедительно, чтобы анафема была снята.
III. Особо примечательно, что в Православии анафема не является некой окончательной формой осуждения греховности жизни. Считается, что лишь Бог истинный судья и принести покаяние всегда возможно.
IV. В практическом плане сам смысл наложения анафемы двояк:
- Предостеречь осужденного и призвать его принести покаяние.
- Предостеречь других от впадения в подобные заблуждения.
Сама цель подобных действий - спасение души.
VI. За всю историю Русской православной церкви снятие анафемы происходило лишь однажды - в 1971 году и касалось старообрядцев (противников церковной реформы патриарха Никона приведшей к расколу самой Русской православной церкви в 1650х годах).
VII. Звучит удивительно, но столь известный по победе в Куликовской битве князь Дмитрий Донской был отлучен от православной церкви за антицерковную деятельность, что, однако, абсолютно не помешало прославить его в лике святых в 1988 году (даже без снятия самой анафемы).
VIII. В России вплоть до XVIII века была весьма распространена практика отлучения от Церкви не только еретиков с богохульствующими, но и абсолютно не имеющих никакого отношения к Церкви государственных преступников.
IX. Святой Иоанн Дамаскин в период византийского иконоборчества (750е годы) был аж четырежды отлучен от церкви за свои учения, однако Второй Никейский Собор полностью восстановил его в правах.
X. Во времена предшествующие Великой схизме (окончательному расколу Церкви на восточную и западную) Папы Римские и Патриархи Константинопольские с завидной регулярностью налагали друг на друга анафему на фоне не только религиозных, но и личных противоречий.