Перелистывая французские гравюры 70-х и 80-х годов XVIII века живо чувствуешь как подготавливались грядущие события. Начинаешь понимать, почему люди обнимают друг друга, почему плачут слезами дружбы. У них есть предчувствие: им недолго осталось наслаждаться светом солнца. Изречение маркизы Помпадур: «После нас хоть потоп» - стало страшной действительностью.
«Смерть Марата»
Рассматриваемая картина «Смерть Марата» отражает неподдельный ужас смерти. Она была завершена в 1793 году, через четыре года после начала Французской революции. «Смерть Марата» - это политически заряженная работа, посвященная важному событию эпохи. В данном случае это убийство Жан-Поля Марата, радикального политического теоретика, друга Давида и ключевой фигуры Французской революции. Революционные идеи также были в значительной степени сформированы Просвещением 18-го века. В это время философы, писатели и другие интеллектуалы стекались в Париж, где они обсуждали, писали и распространяли свои идеи в виде брошюр, книг и газет. Бывший врач и ученый Жан-Поль Марат отказался от своей практики в пользу журналистики и основал в 1789 году газету L'Ami du peuple («Народный друг»), чтобы осудить революционеров.
С политической точки зрения взгляды Марата совпадают с якобинцами, одной из самых радикальных партий. Впоследствии он станет лидером этой группы, что приведет его к разногласиям с жирондистами, другой революционной группировкой, которую Марат регулярно «атаковал» со своей видной платформы. Он был защитником низших классов и публиковал свои пылкие взгляды в брошюрах и газетах. Как и ожидалось, бросающаяся в глаза критика Марата некоторых влиятельных личностей и групп Франции сделала его главной мишенью для противников. В 1790 году он едва избежал ареста. Многократно его заставляли прятаться. А в 1793 году он был убит в собственном доме.
Кровавый день 13 июля 1793 года
13 июля 1793 года Марат как обычно занимался своей журналистикой в ванной. Для этой цели была сконструирована специальная ванна со столом. Дело в том, что Марат страдал от хронической кожной болезни, из-за которой ему нужно было проводить долгие часы в лечебной ванне. В один из таких дней к нему пришла гостья, о которой сообщила жена. Это была Шарлотта Кордей, изъявившая желание рассказать Марату конфиденциальную информацию группе беглецов- жирондистов. Вопреки желаниям своей жены Марат все же пригласил незнакомку в ванну для беседы. В конце беседы тайная сторонница Жирондина Кордей неожиданно вонзила 5-дюймовый в самое сердце Марата, а затем спряталась в его доме, где ее впоследствии нашли, арестовали и казнили гильотиной. Марату, близкому другу Жака-Луи Давида, были поручены две задачи: организовать похороны и написать картину со сценой смерти.
Композиция и детали
Как и другие неоклассические картины Дэвида, «Смерть Марата» имеет идеально сбалансированную композицию. Марат и его ванна образуют горизонтальную плоскость на переднем плане, которая подчеркивает минималистский фон сцены. Вся картина напоминает театральную постановку: фон сыграл свою роль и также выгодно организованные акценты (главный герой, кровавое орудие и записка). Будто момент из пьесы был запечатлен в красках Давида.
В одной руке Марата письмо, которое Кордей использовала, чтобы получить разрешение увидеть Марата. Письмо гласит: «13 июля 1793 г. Мари Энн Шарлотта Кордей господину Марату: «Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту»». Очень интересна композиция свисающей руки Марата. Дело в том, что Давид восхищался творчеством Караваджо, и особенно его работой «Положение во гроб». На картине также изображена свисающая рука Христа. Вполне вероятно, она и стала источником вдохновения для Давида. Не будет преувеличением сказать, что Давид нарисовал Марата преднамеренной попыткой вызвать образ, подобный Христу. В своей «Смерти Марата» Дэвид использовал прямой и бескомпромиссный стиль. Конкретные акценты. Никаких дополнительных подробностей об интерьере, времени суток, о статусе или происхождении человека. Подобно Христу Караваджо, мы видим только полуобнаженную фигуру трагического мученика.
Детали болезни
После убийства французского революционера в ванной, многие врачи и ученые задались вопросом - почему же Марат проводил столько времени в ванной? Опасная профессия зачастую заставляла Марата бежать и прятаться. Он проводил годы, прячась на чердаках и даже в парижской канализации, чтобы спастись от своих врагов. Есть мнение, что именно нахождение в канализации привело к тому, что Марат заразился инфекционным кожным заболеванием. Но к 1793 году у Марата наконец появился стабильный дом и появилась возможность лечить все более болезненное состояние кожи. Последние месяцы своей жизни он искал облегчения от зудящей волдырями кожи в продолжительных ванных процедурах, где он работал, и его навещали друзья и гости. В ванной были разведены минералы и лекарственные сиропы, которые ослабляли боль. Бандана, обернутая вокруг головы, была пропитана уксусом, чтобы уменьшить дискомфорт.
Основываясь на современных исследованиях ДНК (с сохранившихся бумаг Марата), ученые предполагают, что Марат страдал от грибковой инфекции, впоследствии зараженной бактериями, что привело к зудящему состоянию. Предполагаемый диагноз – себорейный дерматит.
Таким образом, единственное спасение при жизни – ванна – стала впоследствии трагическим местом смерти революционного журналиста.