Тайны Сидонского саркофага
562
просмотров
Гробница Александра Македонского — один из самых замечательных образцов эллинистического искусства.

Так называемый Сидонский саркофаг — не первый и не последний артефакт, вызывающий столько споров у археологов и экспертов. Вырезанный из греческого пентелийского мрамора артефакт был найден Османом Хамди Беем, который руководил выдающимся Османским Императорским музеем в Стамбуле в конце XIX века.

Знаменитый саркофаг был найден в подземном зале Сидона, одном из крупнейших городов Ливана. Этот предмет выделялся по сравнению с другими саркофагами в той же камере. Каждая из его четырех сторон украшена изысканными скульптурами, которые были признаны самым эксклюзивным произведением искусства классического греческого периода.

На нем не было обнаружено ни надписей, ни каких-либо ценных предметов внутри. По мнению историков, саркофаг был разграблен вскоре после того, как его впервые опечатали. Ключ к разгадке того, что могло быть целью грабителей и действительно ли саркофаг защищал останки величайшего воина всех времен, раскрываются в самих рельефных резных фигурках.

Самая значительная из всех изображенных сцен показывает, что Александр Македонский противостоит одному из своих главных соперников, царю Персии Дарию III. Эта сцена изображена на одной из длинных сторон саркофага и традиционно интерпретируется как битва при Иссе 333 г. до н.э., когда персидские войска потерпели тяжелое поражение.

Специалисты быстро заметили сходство этого изображения Александра с мозаикой, найденной в Италии. Мозаика, которая скрывается в Доме фавна Помпеи, на самом деле помогла определить возраст саркофага, а также его связь с Александром.

На голове Александра изображена львиная шкура, а персидские войска вот-вот будут атакованы его копьем. Еще две исторические фигуры могут быть узнаваемы на том же рельефе битвы. Первое знакомое лицо похоже на близкого друга Гафестиона, а второе — на Пердикку, известного генерала армии Александра, который проявил необычайную отвагу в кампании Македонии против персов.

Чуть менее захватывающая, но не менее важная — вторая длинная сторона саркофага. Там Александр появляется, охотясь на львов вместе с Дарием и  Абдалонимом. Считается, что финикийский царь Сидона Абдалоним был назначен царем самим Александром вскоре после битвы при Иссе.

На более коротких концах артефакта изображены еще две сцены. Первая — это еще один бой, возможно, в Газе. А вторая, возможно, снова представляет Абдалонима, который охотится на пантеру.

По мере интерпретации рельефов быстро возникали недоразумения и жаркие споры. Многие вопросы были загадкой, поскольку исторические отчеты Диодора предполагали, что саркофаг Александра выглядел несколько иначе. Например, изделие было изготовлено не из мрамора, а сияло золотом. Но был ли этот золотой цвет всего лишь краской, которая со временем стерлась, обнажив мрамор? К тому же найти его в Сидоне было довольно необычно.

По этим причинам некоторые первоначальные атрибуты саркофага были приписаны Абдалониму. Еще больше вопросов последовало, поскольку один из других саркофагов в подземном зале Сидона принадлежал Мазею, дворянину и правителю Вавилона. Некоторые ученые также утверждали, что саркофаг Александра на самом деле был предназначен для Мазея.

Археолог Карл Шефолд пришел к выводу, что некоторые из этих открытых вопросов указывают на то, что саркофаг был произведен до смерти Абдалонима. Правдоподобный ответ также заключается в том, что произведение искусства было создано работавшей в Сидоне родосской мастерской, что объясняет доминирующую греческую эстетику.

Возможно, мы никогда не узнаем правду об Александровском саркофаге и его истории. Но эту реликвию обязательно стоит увидеть. Выдающееся сокровище хранится в Стамбульском археологическом музее.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится