История создания
Триптих был написан в 1969 году в Королевском колледже искусств в Лондоне, где у Бэкона была достаточно большая студия для одновременной работы над тремя смежными полотнами. Впервые триптих был выставлен в 1970 году в Galleria d'Arte Galatea в Турине, а затем был включен в ретроспективу Большого дворца в Париже и Кунстхалле в Дюссельдорфе. Три панели триптиха были проданы отдельно в середине 1970-х годов. В то время Бэкон не хотел, чтобы панели были проданы раздельно, написав под левой панелью, что она «бессмысленна, если она не объединена с двумя другими панелями». Но все же панели удерживались разными коллекционерами до поздних 1980-е годов, когда один из первоначальных покупателей, коллекционер из Рима, названный в некоторых источниках Франческо де Симона Никеса, собрал всю композицию воедино. Собранный триптих был выставлен в США, в Йельском центре британского искусства в 1999 году.
Сюжет
Сюжет до невозможности прост: это тройной портрет Фрейда в геометрической плоскости. Три панели триптиха построены одинаково: один и тот же фон, одно и то же кресло из тростника, одинаковая геометрическая структура вокруг героя, один и тот же персонаж Люсьен Фрейд, который носит одну и ту же рубашку и серые брюки, но разные туфли и носки. Три панели словно создают короткометражное кино, взгляды на героя с разных сторон, различные перспективы в рамках одной картины. Даже поза у героя идентична: Фрейд изображен сидящим, правая нога скрещена над левой, руки лежат на коленях. Бэкон изобразил ноги своего героя такими бесконечно длинными, что они словно выходят за пределы воображаемой плоскости геометрической фигуры, но остальная часть человеческой фигуры находится внутри нее.
В своем тройном портрете Люсьена Фрейда художник использует архаичный формат готического триптиха, чтобы придать изображению разнообразие и внушительный авторитет. В средние века картины с множеством панелей были навесными, чтобы они могли складываться и раскрываться, чтобы рассказать религиозную историю. Кроме того, триптихи зачастую использовали для украшения самых важных частей церкви – алтарей.
Возможно, Бэкон выбрал подобный формат исходя из большого уважения к своему (на тот момент) другу. Бэкон, который гордился своим ирландским происхождением, был очарован христианской природой триптиха. Да, Фрэнсиса Бэкона довольно сложно поставить в один ряд с Матиссом или Сезанном. Бэкон пишет картины так, словно его обучали старые мастера 400 лет назад, а затем каким-то неведомым образом вырвали в современную эпоху.
Историческая продажа триптиха
12 ноября 2013 года Элейн Уинн, совладелица сети казино Wynn Casino Empire и бывшая жена магната Лас-Вегаса и коллекционера Стивена Уинна приобрела «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона за рекордную сумму в 142,4 миллиона долларов!
Таким образом, эта картина стала самым дорогим произведением искусства из когда-либо проданных на открытом аукционе. Весь процесс продажи лота занял всего шесть минут. После «жестких» торгов несколько претендентов увеличили стоимость триптиха Бэкона со стоимости в 80 миллионов долларов до последней цены в 127 миллионов долларов. Рекорд даже побил нашумевшую продажу работы Эдварда Мунка «Крик», который был продан в 2013 году на Sotheby's за 120 миллионов долларов.
Бэкон и Фрейд
Бэкон и Фрейд были не только друзьями, но художественными соперниками. Их познакомил в 1945 году художник Грэм Сазерленд. Они быстро стали близкими друзьями, которые часто встречались и даже рисовали друг друга несколько раз, начиная с 1951 года (год, когда Фрейд впервые позировал для Бэкона). «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» являются частью серии крупных триптих-портретов друзей Бэкона, написанных в 1960-х годах. Другими героями стали Изабель Равсторн, Мюриэль Белчер и Джордж Дайер.
После исторической продажи триптиха два друга, два художника, два сверстника Фрейд и Бэкон буквально вращаются вокруг друг друга как два великих британских художника XX века. Они, вероятно, всегда будут упомянуты вместе как индивидуалисты, которые бросили вызов неизбежному прогрессу современного изобразительного искусства. К сожалению, многолетняя дружба мастеров прекратилась вследствие ссоры. Таинственная размолвка между Бэконом и Фрейдом произошла в 1965 году. Они так и не помирились вплоть до смерти Бэкона. Причины инцидента до сих пор доподлинно неизвестны. Хотя, есть мнение, что рынок искусства их уже примирил. Без их прямого участия. Во-первых, их работы соседствуют в ведущих галереях, их картины сопоставимы в ценах. И второе, когда мы говорим о Бэконе, мне не можем не упомянуть влияние Фрейда на него и на его творчество, как, впрочем, и наоборот.