Открытие гробницы фараона Тутанхамона стало одним из самых значимых научных событий XX века. Весь мир охватила настоящая египтомания, газеты и журналы неустанно печатали все новые подробности об уникальном историческом наследии. Честь первым направить объектив на загадочную гробницу выпало фотографу Гарри Бертону, который сделал в общей сложности 3400 снимков. И только почти столетие спустя, в 2018 году многие из ранее неопубликованных его работ увидели свет на выставке в Кембриджском университете.
Профессор Кристина Риггс (Christina Riggs), внимательно изучив и архивные, и опубликованные фотографии, отыскала на них множество интересных фактов. «Как только мы начинаем думать о сложной зависимости разных исторических факторов относительно друг друга, просто смотреть на фото уже не получается», шутит она.
Из глубины веков
Несмотря на то, что египтолог Говард Картер обнаружил гробницу в 1923 году, первые снимки ее были сделаны лишь год спустя. К тому времени экскаваторы уже разрушили стену, отделявшую первую комнату от погребальной камеры, в которую и вглядывается Картер на снимке. Риггс отмечает, что фотография явно постановочная: мистическое свечение, которое льется на лицо ученого, на самом деле было создано специальным отражателем, установленным в дверном проеме.
На раскопках работали более сотни человек, от взрослых мужчин до мальчиков и девочек. На снимке от мая 1923 года запечатлен тяжелый труд по транспортировке ящиков с артефактами из Долины Царей в город Луксор за добрых шесть километров под палящим солнцем. Для того, чтобы аккуратно перевозить ценный груз, использовалась малая рельсовая дорога. Ее сегменты укладывались прямо на песок, и когда полотно заканчивалось, часть дороги разбирали и укладывали в качестве продолжения пути. Картер рассказывал, что на солнце рельсы так нагревались, что к ним невозможно было прикоснуться.
Самый известный артефакт Древнего Египта
В декабре 1925 года Бертон сфотографировал золотую маску Тутанхамона, инкрустированную полудрагоценными камнями и вставками из стекла, покрытыми сложной резьбой. Он сделал более 20 снимков, пытаясь поймать наиболее удачную перспективу. Эта возможность появилась у него не сразу: до этого Картер в течение нескольких недель удалял с драгоценной находки смолу, которая была излита на мумию в процессе религиозного ритуала.
Некоторые фотографии не попали в публичные издания, поскольку были изъяты археологами. На снимке — мумифицированная голова фараона, подпертая деревянной кисточкой для придания устойчивости. Кстати, фотографии головы «мальчика-царя» увидели свет лишь в 1960-х годах, когда в Париже состоялось первое крупное ТВ-шоу, посвященное Тутанхамону.
А это — одна из первых фотографий на белом фоне, который раньше использовался фотографами крайне редко. На снимке запечатлена деревянная кровать, а само белое полотно держат два египетских мальчика, которые случайно попали в кадр. По словам Риггс, их задачей было не только держать фон, но и заставлять его дрожать. В результате, бэкграунд получился как бы слегка размытым, в то время как центр композиции вышел четким и потому притягивает к себе внимание.
Египтомания и ее плоды
«Открытие гробницы фараона стало для многих египтян мощным символом возрождения родной страны, а потому египетские музеи настаивали на своем праве хранить артефакты на своей территории», поясняет Риггс. Однако в 1929, когда стало ясно, что музеи своего не добьются, оказалось, что работа Бертона была фактически сделана задаром. В результате Картер передал некоторые свои снимки музею Нью-Йорка. Археологическое открытие породило вспышку политического конфликта между Британией и независимым правительством Египта. Лишь сто лет спустя архивные снимки вновь увидели свет, и сегодня ими могут насладиться не только ученые, но и простые посетители музея.