Вечный город глазами итальянцев: пять кинофильмов о Риме
701
просмотров
Рим не только привлекает туристов из разных уголков мира, но и вдохновляет видных деятелей искусства. Далее предлагаем обратиться к творчеству мастеров итальянского кинематографа, чтобы взглянуть на Рим их глазами.

Витторио де Сика. «Похитители велосипедов» (1948)

Витторио де Сика. «Похитители велосипедов» (1948)

Итальянский режиссер Витторио де Сика снял фильм о жизни послевоенного Рима и рассказал историю бедняка Антонио Ричи, который получает работу расклейщика афиш, но тут же теряет ее, когда у него крадут велосипед. Вместе с маленьким сыном Бруно Ричи ищет велосипед по всему городу, понимая, что без двухколесного средства передвижения его семью ждет голод.

Этот фильм — один из самых ярких образцов итальянского неореализма, представители которого стремились показать на экране жизнь без прикрас. Де Сика даже пригласил на роли главных героев непрофессиональных актеров. Они должны были изобразить реальную жизнь на фоне черно-белого Рима.

Поклонники фильма могут повторить маршрут героев и сегодня. Так, в самом начале картины Антонио получает работу на бирже труда, расположенной на пересечении улиц Скарпанто и Гран-Парадизо, где есть мемориальная доска, посвященная съемкам «Похитителей велосипедов». Семья Ричи живет в районе Валь-Мелания на севере города. Во времена Муссолини здесь построили много однотипных новостроек, где селились малоимущие семьи. Бруно работает на бензозаправке недалеко от моста Тацио, откуда его отец отправляется в центр города на площадь перед воротами Пия. Антонио лишается велосипеда, когда клеит афишу на улице Франческо Криспи недалеко от дома 18. Поиски пропажи начинаются на площади Витторио, где главные герои пытаются найти похищенное транспортное средство среди подержанных велосипедов, запчастей и шин. Во время поисков герои также оказываются около ворот Порта-Портезе, на мосту Палатино, в доме 19а на улице Джакомо-Венециан, где проживает провидица, а также у моста Дука-д’Аоста. А рядом со стадионом «Фламинио» Антонио сам пытается украсть велосипед.

Пьер Паоло Пазолини. «Мама Рома» (1962)

Пьер Паоло Пазолини. «Мама Рома» (1962)

Режиссер Пьер Паоло Пазолини снял фильм, в котором хотел передать собственные переживания, связанные с переездом из провинции в Вечный город. Главной звездой картины стала великая итальянская актриса Анна Маньяни, исполнившая роль проститутки, прозвище которой созвучно тому, как Рим произносится по-итальянски. Она прикладывает все усилия для того, чтобы забыть о прошлом и начать новую жизнь в качестве торговки овощами. Героиня забирает из провинции своего 16-летнего сына Этторе в надежде, что в Риме он добьется успеха.

В фильме режиссер сосредотачивается на изображении трагической действительности и крушении надежд мамы Ромы. При этом Рим предстает как город контрастов, в котором районы трущоб и новостроек, где живут главные герои, противопоставлены недоступным роскошным районам, куда они стремятся попасть.

Картина Пазолини позволяет зрителям поближе познакомиться с юго-восточной частью Рима. В начале фильма мама Рома забирает сына в свою старую квартиру, расположенную на площади Томмазо-де-Кристофори, откуда они позднее переселяются в дом на пересечении улиц Сагунто и Тревири. При этом новый дом, несмотря на свою обыкновенность, кажется героине прекрасным, поскольку с ним она связывает надежды на новую жизнь для себя и сына. Многие сцены сняты в парке акведуков Рима, поэтому в моменты, когда Этторе гуляет со своими новыми друзьями, на заднем плане можно увидеть руины акведуков. Мама Рома торгует на рынке на улице Луция Секстия и мчится вместе с сыном на мопеде по улице Куадраро. При этом в одной из сцен фильма Этторе сообщает адрес мамы Ромы ее бывшему сутенеру, который вымогает у нее деньги. В этот дом по адресу улица Кальпурнио-Фиамма, 47, можно попасть и в наши дни.

https://www.youtube.com/watch?v=LrnfaPtXnlE

Федерико Феллини. «Рим» (1972)

Федерико Феллини. «Рим» (1972)

Фильм Федерико Феллини рассказывает о любви режиссера к Риму при помощи ряда не связанных между собой историй, которые происходят в Вечном городе и показывают его с разных сторон. Город на экране существует одновременно и в прошлом, и в настоящем. Здесь есть и изображение первого знакомства Феллини с Римом, его приезд в столицу в конце 1930-х из Римини, а также рассказ о съемках фильма о Риме в 1970-х.

Хаотичный калейдоскоп эпизодов переносит зрителей в любительский театр, публичный дом, на раскопки в метро и «парад церковной моды», а также в ресторан, бомбоубежище и на мотоциклетный марш у Колизея. Кстати, в одном из эпизодов на экране с камео появляется Анна Маньяни. Однажды режиссер сравнил ее с Вечным городом, в котором есть «что-то скорбное, мифологическое, разрушенное».

Внимательный зритель узнает на экране римские фонтаны, замок Святого Ангела на берегу Тибра, площадь Св. Петра, базилику Санта-Мария-ин-Трастевере, мавзолей Сесилии Метеллы, итальянский Форум, Пьяцца-дель-Пополо, улицу Витторио-Венето и многие другие достопримечательности.

Нанни Моретти. «Дорогой дневник» (1993)

Нанни Моретти. «Дорогой дневник» (1993)

Фильм Нанни Моретти рассказывает о самом режиссере. «Дорогой дневник» состоит из трех частей, в первой из них Моретти на мотороллере ездит по Вечному городу в воскресенье, а в двух других отправляется на Липарские острова и лечится от чесотки.

Хотя Моретти родился в Брунико, именно Рим он считает своим родным городом. Режиссер признается, что больше всего ему нравится рассматривать в городе дома, причем не только снаружи, но и изнутри. Чтобы попасть в здание, он часто сообщает владельцам, что ищет место для съемок своего нового фильма.

Моретти начинает своего путешествие с района Гарбателла, в котором окруженные деревьями и кустарниками дома контрастируют с туристическим Римом, затем он проезжает по тихому району Прати, беседует с жителем Казаль-Палокко о своем переезде в Рим. Он рассказывает, что жители города говорят о квартале Спиначето, и сравнивает свои представления с тем, что увидел там во время своей поездки. Моретти также проезжает по улице около Ардеатинских ворот, смотрит фильм в кинотеатре на улице Биссолати, а потом прогуливается по Пьяцца-дель-Пополо.

Паоло Соррентино. «Великая красота» (2013)

Паоло Соррентино. «Великая красота» (2013)

Картина Паоло Соррентино изображает жизнь успешного 65-летнего журналиста и писателя Джепа Гамбарделлы, который, прогуливаясь по Вечному городу и встречаясь с самыми разными людьми, задается вопросом о смысле прожитой жизни.

Кинокартина об упадке Рима, скрывающемся за блистательной внешней красотой, получила «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в 2014 году. Соррентино вслед за Феллини показывает знаковые места итальянской столицы с неожиданной точки зрения, но, по сравнению с «Римом» 1972-го, «Великая красота» кажется более трагичной и наполненной разочарованием.

Картина начинается со смерти азиатского туриста, который фотографирует Рим с холма Яникул около фонтана Аква-Паола. Недалеко от этого места расположена церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, где в воспоминаниях Джепа женщина ищет свою дочь. Главный герой видит монахинь и послушниц, которые наблюдают за ним через ограду базилики Санта-Сабина. Джеп вместе с дочерью своего друга Рамоной смотрит в замочную скважину, находящуюся в двери церкви Санта-Мария-дель-Приорато на Авентине, также они смотрят на статую Марфорио на Палаццо-Нуово и совершают ночную прогулку по Капитолийскому музею, галерее Спада и вилле Медичи. В эпизоде, где друг Джепа заставляет жирафа исчезнуть, действие происходит в термах Каракаллы, строительство которых завершилось в 217 году н. э. Также в фильме снова встречаются уже виденные нами Колизей и парк акведуков.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится