Великая русская революция в живописи
961
просмотров
В годы революции и гражданской войны в России художники не только документировали события на своих полотнах, но и выполняли агитационную задачу.

Роль искусства в деле революции определил Владимир Ленин:"Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их".

Первые картины (1917−1920-е годы)

Полотна на тему революции писались, как сегодня сказали бы, онлайн. Одними из первых на актуальных событиях сосредоточились такие художники, как И. Владимиров, Н. Касаткин, М. Греков, А. Рылов, И. Бродский.

И. Владимиров «Долой Орла».

Владимиров значительную часть своей жизни провел в путешествиях. В качестве художника-корреспондента в журнале «Нива» он был на фронтах русско-японской (1905), болгаро-турецкой (1912) и, конечно, Первой Мировой войны. После февральской революции художник работал милиционером и зафиксировал ряд событий, очевидцем которых был.

Так родилась картина «Долой Орла!». На ней вооруженные люди с остервенением сшибают символ монархии с крыльца аптеки и готовы установить вместо царского герба красный флаг. Художник использует образ падающего орла как символ необходимых перемен. Эта же идея заключена и в названии картины, которое напоминает лозунг.

М. Греков «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск».

Другое настроение изображает Греков на своем полотне «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск» (1920). В фокусе не яростное желание борьбы и крови, но фигуры усталых солдат. Большую роль здесь играет пейзаж и изображение деревни, на улицах которой не видно никого — в страхе все попрятались, в воздухе повисла напряженная тишина. Это другая сторона революции. Пустынные станицы, уставшие солдаты, испуганные люди, закрытые окна и затянутое серой дымкой небо. К этому сюжету Греков еще вернется в 1927 году, изобразив уже белогвардейцев, отступающих из Новочеркасска.

А. Рылов «В голубом просторе».

Были и те художники, кто передавал настроение революции через пейзаж. Так, на картине Рылова «В голубом просторе» изображена пробуждающаяся весна: широкий простор, заполненный воздухом и светом, свободные лебеди в спокойном голубом небе. Подобными образами художник вызывает у зрителя чувство свободы и надежды на грядущие светлые перемены. Именно так, по мнению Рылова, должна восприниматься революция.

Послереволюционные картины

В начале 1920-х была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР). Свои цели они определяли в декларации, опубликованной в мае 1922 года: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочий, крестьянство, деятелей революции и героев труда. Революционный день, революционный момент — героический день, героический момент, и мы должны теперь в монументальных формах стиля героического реализма выявить свои художественные переживания».

Дореволюционные объединения художников не признаются членами АХРР. По их мнению, они «потеряли свой смысл, границы между ними стерлись как в отношении идеологии, так и в отношении форм». Ведущим в искусстве АХРР становится исторически-революционный жанр.

В. Мешков «Вся власть Советам»

Многие картины Мешкова относятся к хронико-документальному жанру."Вся власть Советам" прямо отвечает установкам декларации АХРР. Картина была написана с набросков 1917 года. Художник стремился к достоверной фиксации момента истории. Вместе с этим Мешков передал и настроение, царившее в народе. Красногвардейцы, чьи взгляды устремлены к Кремлю, воспринимаются как люди, спаянные единым желанием, целью, идеей. В сторону Кремля бегут и вооруженные рабочие. Такое динамичное композиционное решение помогло художнику передать неудержимое движение восставших, подчеркнуть их энтузиазм.

Ахровцы прочно утвердили в живописи образ народа как главного героя революции. Героический реализм стал основным методом работы ассоциации. Художники изображали беззаветную преданность масс делу борьбы, рассказали о жертвах гражданской войны, которые, безусловно, считались оправданными и священными, ведь были совершены во благо революции.

Г. Шегаль «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле».

Героической является и картина Шегаля «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле». В 1918 году белогвардейцы заняли город Кизел и хотели воспользоваться железнодорожными путями, чтобы вывезти богатства Урала и Сибири за границу. Они попытались заставить кизельских рабочих запустить несколько паровозов, но жители города проявили сопротивление и отказались помогать захватчикам. За это они были расстреляны. Этот момент и запечатлел на своей картине Шегаль.

П. Соколов-Скаль «Таманский поход».

Непоколебимый дух сторонников революции изобразил на своем полотне художник Соколов-Скаль. Темой для одной из своих картин он выбирает поход 40-тысячной Таманской армии, отрезанной белыми от основных частей Красной армии. На полотне — огромная людская масса, бесконечным потомком идущая по скалистому берегу моря. Первый план заполнен изнуренными женщинами с детьми, раненными бойцами. На их фоне особенно выделяются солдаты Красной армии. Художник стремился показать, как революционный дух для изнуренных людей становился источником силы. Они крепко сжимают в руках винтовки и продолжают долгий и сложный путь.

Петров-Водкин «Смерть комиссара».

Петров-Водкин — один из тех художников, кто всецело принял революцию и посвятил множество своих работ этому историческому событию. Живописец, в отличие от сторонников АХРР, был сосредоточен не на героизме народа, но много размышлял об экзистенциальных вопросах и о философско-теоретических проблемах искусства.

Картина «Смерть комиссара» изображает последние минуты раненого бойца на поле боя. Его поддерживает преданный солдат, который не оставил комиссара умирать одного. По мнению художника А. Матвеева, в этой картине Петров-Водкин «старательно избегает натурализма в раскрытии содержания сцены». Лицо офицера не искажено от боли, оно одухотворено и не несет в себе никаких признаков предсмертной агонии. Цветовая гамма картины передает трагизм момента: черная верхняя одежда комиссара, яркая красная повязка на его руке.

У полотна существует второй вариант — эскиз, написанный годом ранее. На той картине комиссар уже мертв. Петров-Водкин решил переписать свою работу, когда в начале 1928 года заболел скоротечной чахоткой. Жена художника вспоминала, что только за работой он забывал о своей болезни. Возможно, именно поэтому Петров-Водкин решил оставить своего комиссара живым.

И. Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров»

Особое место в становлении историко-революционного жанра занимает И. Бродский. На протяжении 1920-х годов он в своем творчестве исходил из принципа «художественного документализма». Автор с большим вниманием подходил к историческим деталям и старался запечатлеть эпизоды революции с документальной точностью.

Так, созданию картины «Расстрел 26 бакинских комиссаров» предшествовала большая работа по изучению различных материалов, освещающих трагическую гибель руководителей революционного движения Закавказья. Бродский выезжал на место расстрела, работал в архивах, беседовал с родственниками погибших, знакомился с показаниями участников расправы.

Важную роль в картине играет композиция. Группа расстреливаемых коммунистов изображена на высоком краю рва. Она противопоставлена врагам, расположенным значительно ниже. Бродский не останавливается на индивидуальных образах расстреливающих солдат, все они — лишь безликая масса. За их спинами стоят инициаторы расстрела — члены белогвардейского закаспийского правительства и представители английской интервенции. Образы комиссаров же наделены документально точными портретными чертами. Среди них можно узнать Шаумяна, Джепаридзе, Азизбекова, Фиолетова, Корганова, Амиряна, Басина, Зевина.

И. Бродский «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе».

Одним из ключевых образов в творчестве Бродского был Ленин. Художник несколько раз видел вождя вживую и рисовал его с натуры. «В.И. Ленин на фоне кремля», «В.И.Ленин на фоне Волховстроя», «В.И.Ленин в Смольном», «Ленин и манифестация 1919» — это лишь неполный список картин, на которых Бродский изобразил политика. Новаторской картиной 1920-х годов стало полотно «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе». Стараясь изобразить событие таким, каким оно было на самом деле, автор внес в изображенное некий оттенок будничности. Он не использовал яркие краски и не наделил свою работу привычным пафосом или торжественностью. Даже вождь, обычно занимающий центральное место, несколько теряется на фоне огромной толпы рабочих.

М. Греков «В отряд к Будённому».

Интересна картина Грекова, посвященная событиям после Октябрьской революции. По сравнению с рассмотренными картинами выше, она выглядит очень просто и скромно. В годы гражданской войны Греков жил в родных краях на Дону, где неоднократно становился свидетелем столкновения белых и красных. Герой полотна «В отряд к Будённому» — бедный казак, который желает присоединиться к большевикам. Он устал, и среди степей его фигура выглядит одиноко. В этом эпизоде Греков хотел показать раскол казачества.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится