Женщины, позировавшие для картины
Эту картину Тициан писал по заказу Гвидобальдо II делла Ровере, герцога Урбинского. Полотно должно было стать подарком его молодой супруге. Прекрасная Венера лежит в богатых покоях, ожидая, пока служанки выберут для нее платье.
Искусствоведы спорят, кто же позировал для Тициана. Некоторые усматривают в облике Венеры черты лица дочери Тициана Лавинии. Однако сомнительно, чтобы художник предложил дочери позировать обнаженной, уж слишком он оберегал ее честь. Отец целых шесть лет выбирал супруга для Лавинии.
Другие находят сходство с матерью герцога Урбинского Элеонорой Гонзагой. На портрете с ее изображением и картине с Венерой можно увидеть одинаковую собачку. Но и эта версия весьма сомнительна, т. к. аристократка не согласилась бы обнажиться перед художником.
Еще одной претенденткой на роль Венеры называют особу, которая часто наведывалась к Тициану в период, когда он писал картину. Более того, ее облик можно рассмотреть еще на нескольких полотнах живописца. Мастер хотел изобразить идеальную божественную красоту, поэтому, скорее всего, Венера Урбинская – это собирательный образ.
Заимствованный сюжет?
За 28 лет до написания «Венеры Урбинской» художником Джорджоне была создана подобная картина «Спящая Венера». Но живописец не успел ее завершить т. к. скончался от чумы. Тициан завершил картину, а спустя время написал свою.
Некоторые обвиняют художника в том, что он украл сюжет у своего друга, однако изображение женщин в такой позе во времена Тициана было распространенной практикой. Обе Венеры схожи только позами и не более. Советский искусствовед Михаил Алпатов оценивал эти две картины так: «Пышная нагота у Тициана так же закономерно сменяет девственно-целомудренную наготу Джорджоне, как цветущее лето сменяет робкую весну».
Венера Урбинская как вдохновение для Эдуарда Мане и Франсиско Гойи
Изображение нагого тела в эпоху Возрождения позволялось, только если на картине была богиня. После Тициана это негласное правило соблюдали художники еще много десятилетий. Традицию нарушил Франсиско Гойя. Он написал обнаженной испанскую горожанку. Картина создавалась тайно, по заказу высокопоставленного министра, т. к. изображение наготы запрещалось церковью.
Эдуард Мане тоже вдохновился шедевром Тициана и написал свою Олимпию. Но публика не приняла ее. Ведь на картине изображалась вовсе не богиня, а девица легкого поведения. Более того, там же изображена темнокожая служанка с цветами от клиента.
Тициановская красота
Если обратить внимание на итальянские шедевры эпохи Возрождения, то красавицы на них сплошь блондинки, хотя жительницы Апеннинского полуострова от природы темноволосые. Чтобы приобрести светлый оттенок, модницы шли на хитрость: они втирали в волосы специальную мазь с лимоном и отправлялись под палящие лучи солнца. Темная копна выгорала и становилась гораздо светлее.
На картинах Тициана женщины изображены со светлыми волосами. Даже сегодня существует оттенок, который называют «тициановским».