Она была дочерью купца
Советская скульптор-монументалист имела отнюдь не пролетарское происхождение, а родилась в Риге в богатой купеческой семье.
Ее отец Игнатий Кузьмич, как многие русские купцы, был человеком набожным и занимался благотворительностью. Он активно жертвовал деньги православным церквям в Риге.
Дед-купец оставил Вере в наследство четыре миллиона латов.
В семье Мухиной трепетно относились к искусству – родители неплохо разбирались в театре, живописи. Известно, что Игнатий Мухин, уже испытывая серьезные финансовые проблемы и почти разорившись, решил поддержать умирающего от туберкулеза живописца Алисова и купил у него картину.
Она не сразу нашла себя именно в скульптуре
В юности Вера Мухина любила играть на фортепиано, неплохо рисовала и писала стихи.
В более взрослом возрасте она успела попробовать себя в камерном театре Александра Таирова, придумывая эскизы костюмов для спектаклей и участвуя в постановке танцев (впрочем, и делая скульптурные декорации), а также потрудиться сестрой милосердия, выхаживая раненых в московском госпитале (ранее, еще во время Первой Мировой).
Ее муж считался прототипом профессора Преображенского
Именно в госпитале Вера познакомилась со своим мужем, врачом-хирургом Алексеем Замковым – автором первого в мире препарата гормональной терапии. Как потом признавалась она, в этом человеке её привлекла внешняя грубость при тонкой душевной организации.
Многие литературоведы считают Замкова прототипом знаменитого Булгаковского профессора Преображенского из «Собачьего сердца» или, по крайней мере, одним из тех врачей, черты которых писатель использовал, создавая собирательный образ гениального медика. Правда, в отличие от книжного героя, супруг Мухиной испытал на себе тяжесть репрессий и судьбу его нельзя назвать легкой. У него были два инфаркта, последний из которых оказался летальным. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, памятник для его могилы создавала сама вдова.
Скульптором стала «благодаря» несчастному случаю
Еще до Первой Мировой войны, зимой 1912-го, во время отдыха в имении своего дяди в Смоленской губернии, Вера стала жертвой трагического несчастного случая. Катаясь с горки на санках, она врезалась в дерево и сучок практически отрезал ей нос. Нос удалось пришить смоленским хирургам, но лицо оказалось обезображено. Позже Вере пришлось пережить восемь пластических операций. Их можно назвать удачными, но шрамы на ее лице остались на всю жизнь и оно приобрело несколько грубоватые, волевые черты.
Во время лечения во Франции Вера начала обучаться у известного французского скульптора Эмиля Бурделя, ученика Родена. А еще позднее Мухина совершила путешествие по Италии, где серьезно изучила работы скульпторов и живописцев эпохи Ренессанса.
Она моделировала одежду
В 1925 году Вера Мухина создала интересную коллекцию одежды и головных уборов, причем удивительным образом сумела совместить несовместимое: из грубых и дешевых материалов (бязь, ткацкое сукно, рогожа, холст, пуговицы из дерева) были сшиты довольно элегантные на вид модели.
Свои работы, созданные в соавторстве с модельером Надеждой Ламановой (кстати, они были еще и подругами), она представила на выставке в Париже. Жюри присудило советским участницам главную премию.
Их модели в разное время были опубликованы в советских изданиях - в частности, в журнале «Ателье» и альбоме «Искусство в быту».
Ее скульптура экспонируется в Риме
Хотя многие ассоциируют Мухину именно с «Рабочим и колхозницей», не менее громкой ее работой была скульптура «Крестьянка», в которой мастер смогла удачно выразить всю красоту и силу женщины труда, показав, что данное сочетание в представительнице прекрасного пола может быть весьма гармоничным.
«Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее. Я делала ее без натуры, из головы», – говорила об этой работе сама скульптор.
Сейчас «Крестьянка», а именно ее первоначальный бронзовый отлив, украшает Ватиканский музей в Риме.