Тамара Чванова — так изначально звали художницу — родилась в деревне под Ельцом. Её мать закончила курсы кружевниц и одно время зарабатывала на жизнь знаменитым, похожим на паутинку или снежинки, елецким кружевом. Много позже от иллюстраций Тамары Григорьевны будет у многих будет ощущение кружевного плетения, паутинных узоров.
Раннее детство Тамары пришлось на войну; жилось тяжко. Зато в школьном возрасте она переехала с семьёй жить в Елец и поступила в художественную школу: в деревне об этаких развлечениях и думать было нельзя! В деревне Тамара в основном читала, глотая порой книгу за день, и в библиотеке отказывались выдавать новую книгу раньше, чем через десять дней: слишком их было мало на всех желающих. Иногда везло, и освобождалось что-то нечитанное уже день на шестой.
После Елецкой школы оказалось удивительно легко поступить в Ленинградское художественно-педагогическое училище. Вообще в Ленинград Тамара поехала вслед за своей первой любовью и уже на месте встретила любовь новую: парня со странной, забавной на русских слух фамилией Юфа. Юфа собирался стать поэтом, но Тамара заразила его страстью к живописи, помогала ему учиться, и он стал не менее известным художником, чем она. Из-за одинаковых фамилий их даже путали: они ведь поженились на последнем курсе.
После училища дали выбор, куда взять направление на работу. Тамара выбрала Ладву в Карелии; она слышала от одной молодой художницы, что Карелия удивительно красива. И действительно, понравились пейзажи Ладвы ей куда больше ленинградских улиц. Правда, встретил город неласково. Школа, которая должна была выдать квартиру, была закрыта; в доме колхозника, выполнявшем функцию гостиницы, все места были заняты петрозаводской футбольной командой. Беременная Тамара вместе с молодым мужем Михаилом кое-как переночевали в стогу. Тамара всю ночь волновалась: не придут ли волки? Места выглядели такими дикими, такими первозданными в своей красоте!
«Квартиру» в старом деревянном доме школа, где Тамара устроилась работать учительницей рисования, дала неплохую, в две светлые комнаты, легко протапливаемую. Вскоре родилась дочь Маргарита. Правда, брак не выдержал проверку ребёнком, и Михаил через некоторое время нашёл себе новую любовь: любить без пелёнок как-то легче. Тамара взяла подработку — вести кружок в доме культуры. В общем, всё шло к тому, что она проживёт самую обычную жизнь учительницы рисования.
Неизвестно, что её толкнуло, но однажды Тамара Григорьевна собрала рисунки, которые гуашью писала на досуге для души, и поехала с ними в Петрозаводск, в издательство «Карелия». Ехала и думала: а кто она, чтобы соваться среди профессиональных иллюстраторов? Может так быть, что и никто. Тогда, решила художница, она разорвёт рисунки. Нечего.
Но в редакции, увидев гуаши Юфы, так и ахнули. Как бы здорово такими оформить детские сказки — но они по плану только в следующем году… А нет! Сказки Пентти Лахти пока никто не взялся иллюстрировать: финская литература считалась на любителя. Но Тамара уже так влюбилась в север, что её Пентти Лахти очаровал. После его сказок была «Калевала», был князь Игорь, было ещё много чего. Каждая книга с её иллюстрациями превращалась в шедевр. Никто не ожидал такого от молодой, деревенского происхождения учительницы рисования.
Тамару позвали участвовать в выставке молодых художников и позже рассказали смешное: маститый живописец Павел Корин остановился перед её картинами и воскликнул, вот, мол, есть же русский художник! Его поправили: не художник, а художница. В Карелии живёт.
Сам факт, что её картины действительно рассматривают, обсуждают, почему-то удивил Тамару. Она поехала посмотреть на это сама, заручившись поддержкой подруги. И увидела возле своих картин настоящую толпу. Зрители вполне со знанием дела обсуждали её стиль, а также спорили: художник — мужчина или женщина? Часть зрителей стояли на том, что такая отточенность, такая холодноватость может быть только мужской. Подруга, стоявшая возле Тамары, крикнула: да вот же, тут художница сама стоит! Многие не поверили. Но уже через пару лет не осталось ни одного Фомы Неверующего. «Ты в Петрозаводск едешь? Привези мне что-нибудь с Юфой!»
Тамара Григорьевна жива и сейчас. Она продолжает работать, выставляться, давать интервью. Жить одновременно с такой художницей кажется таким же чудом, каким являются её картины.