В среднем, полиция вылавливает из Сены около двух сотен людей каждый год. Примерно четверть из них оказываются уже мертвыми, и около половины из мертвецов самостоятельно лишили себя жизни. В основном, это девушки. А тогда, когда случилась эта история, самоубийства случались и того чаще, и в морге Парижа даже была своеобразная витрина, на которой выставлялись неопознанные трупы — вдруг кто проходящий узнает погибшего человека.
Выловленную тогда девушку тоже выставили на витрину, но никто ее так и не узнал. Однако, согласно легенде, лицо красивой погибшей девушки так очаровало паталоанатома, что он сделал слепок с ее лица. Как бы спящая и улыбающаяся во сне загадочной улыбкой «Мона Лиза» показалась врачу настолько привлекательной, что он решил сделать на этой маске бизнес — и вскоре эта маска появилась во многих магазинах Парижа, ее продавали как декор для дома.
Оказалось, что лицо девушки способно очаровать не только патологоанатома, а и обычных парижан, и особенно творческих людей. Так, Ричард Ле Гальенн написал поэму «Боготворение образа», в которой английский поэт влюбляется в маску девушки, что приводит к смерти его собственной дочери и самоубийству жены. В 1936 году выходит на экраны немецкий фильм «Неизвестная» о сироте, которую соблазнил богатый мужчина, а затем оставил ее, что в итоге привело к самоубийству девушки — эта история была навеяна той самой маской. Маской вдохновлялись Пабло Пикассо, Ман Рэй, Райнер Мария Рильке и Владимир Набоков.
И вот, поколение спустя, норвежец Осмунн Лердал, владелец компании по производству игрушек, задумал создать манекен для обучения приёмам сердечно-лёгочной реанимации. Обдумывая, каким же будет лицо у манекена, Осмунн также обратился к известной маске.
В 1960-х к Осмунну обратился австрийский доктор Петер Сафар, который, собственно, и разработал технику CPR, с тем, чтобы создать манекен для обучения техники сердечно-лёгочной реанимации. Несколькими годами ранее Осмунн чуть не утратил собственного сына, когда тот начал тонуть в море, так что идея норвежцу понравилась и, следуя ассоциации, он взял для образца лица самую известную утонувшую девушку — «Inconnue de la Seine», неизвестную из Сены.
Осмунн и Петер согласились, что женское лицо будет приятнее для «целования», а спокойное умиротворенное лицо «Моны Лизы из Сены» подходило для этого как нельзя лучше. Но, впрочем, именно эта умиротворенность и породила вопросы несколько десятилетий позже.
«Очень странно видеть такое спокойное лицо у кого-то, кто утонул», — говорит Паскаль Жакин, главный бригадир так называемой «речной бригады». «Все, кого мы вылавливаем в реке, будь то самоубийцами или жертвами других обстоятельств, выглядят, мягко говоря, совершенно не так умиротворенно. Они все опухшие и смотреть на них неприятно».
Смерть от утопления ужасна, и даже самоубийцы борятся за свою жизнь до последнего, оказавшись в воде. Эти последние секунды паники, боли и ужаса отпечатываются на лицах погибших. А эта девушка, по мнению Паскаля Жакина, больше похожа на спящую принцессу, которой снятся сны о принце.
Компания BBC даже проводила собственное исследование и в свое время обратилась к нескольким специалистам, и все они согласились, что эта маска не могла быть сделана с девушки, выловленной в реке. Скорее всего, маску сделали с живой модели.
Впрочем, это не делает эту загадочную «Мону Лизу» менее целованной. Согласно официальному сайту компании Laerda, манекен, который получил название «Resusci Anne» («Воскреси Анну») с 1960 года использовался при обучении оказанию первой помощи более чем 400 миллионами людей.