Василий Максимов родился в крестьянской семье, и до десяти лет он рос в деревне. Будущий художника был окружен многовековым традиционным образом жизни крестьян, устоявшимися обрядами свадеб и сельских праздников, избами с красивой резьбой и народными костюмами с ручной вышивкой. Художник рос в самой гуще и красоте русской природы. Все, что окружало будущего художника с малых лет, впоследствии мастерски отразилось на холстах Максимова. Особенно трепетно и эмоционально наполнено его полотно «Всё в прошлом» 1889 года.
Героини картины
Главные фигуры картины - две пожилые женщины, сидящие на пороге своего дома. Судя по всему, это дворянка и ее помощница. Хозяйка дома выглядит ухоженной, несмотря на свой возраст. Она одета в цветастое платье и темную накидку с мехом. Голову украшает белый кружевной чепец с синим цветком. В руках она держит золотые очки, которые она сняла, предавшись глубоким размышлениям. Женщина сидит в большом кресле с подложенной подушкой. Еще одна подушка подложена под ноги, у которых уютно расположился ее верный друг - собака. На руках у героини - золотые перстни. Взгляд, наряд и поза говорят о былой статусности женщины: она была властной, волевой и, безусловно, своенравной дамой. Но сейчас ее взгляд несколько потух.. О чем она думает, глядя на небо? Конечно, об ушедшей молодости, о некогда полном доме с гостями, о танцах и веселье, о делах сердечных вероятно, о крепком здоровье... Куда это все ушло?
Есть версия, что прототипом барыни стала невестка художника, супруга брата Алексея. Коротает свой век и служанка дворянки, сидящая прямо на пороге. Ее наряд более простой, но аккуратный. Цветастая темная юбка, рубашка и фартук. Служанка занята своим любимым делом. Кажется, она вяжет чулок. Но глаза ее обращены не на спицы.. Она смотрит в никуда. Она смотрит в пустоту. Ее взгляд тоже потух... И ее мысли навеяны тоской по ушедшему времени. Конечно, она тоже ностальгирует по ушедшей молодости.
Между героинями стоит накрытый стол, на котором расположена дорогая фарфоровая посуда (да, женщина была богатой). За служанкой виден самовар. На перилах ступеней висит красивое яркое одеяло. На столе, застеленном красивой скатертью, стоит прелестная чашка из тонкого цветного фарфора, поданы сладости к чаю, есть и сахарница в такой же красивой посуде. По всей видимости героини решили устроить чаепитие в эту прекрасную погоду.
Главный посыл Максимова
Первая и главная мысль - это, конечно, тоска по прошедшему времени, по былой молодости. На это указывают старый парк на заднем плане, развалившиеся деревья, ветхий дом на фоне с заколоченными окнами (мне кажется, там когда-то жила молодая семья, которая перебралась в город, поэтому дом стал безжизненным). Рядом с домом когда-то были клумбы и красивые сады, а сейчас там лежат кучи сушняка. Даже птицы, улетающие вдаль, символизируют ушедшую молодость.
Вторая мысль - нотка оптимизма, которую художник захотел внести в ностальгию этих женщин. Прекрасным и милым проявлением этой мысли является куст сирени, в тени которого и сидят в этот весенний солнечный день барыня и служанка. День очень теплый и яркий. Белые облака летят по голубому небу. Весенний пейзаж, наполненный вечной красотой и украшенный пышным сиреневым кустом в центре, привносит жизнь в эмоциональную сторону холста. Это также демонстрирует возрастающую роль пейзажа в русском искусстве 1880-х годов.
Художник показал на холсте не только ностальгию и нотку оптимизма, но и различие в социальных классах: приглядимся к посуде, из которой пьют чай героини. Изысканная позолоченная фарфоровая чашка с блюдцем у барыни и массивная кружка у служанки, которая стоит даже не на столе, а на ступеньке рядом с ней. Еще один контраст в разных классах старой деревни: взгляд хозяйки смотрит вверх, а глаза служанки смиренно смотрят вниз. Несмотря на теплый весенний денек, от картины веет осенью, ностальгией о навсегда ушедших годах. И все эти атрибуты в виде фарфоровой посуды и дорогой одежды - это остатки былой роскоши когда-то шикарной усадьбы.
Интересный факт о картине
После написания картины «Всё в прошлом» у Максимова более не было произведений такого уровня, которые получили бы в отзывах общественности столь ошеломительный успех. Например, критик Владимир Стасов в 1889 году в статье «Наши передвижники нынче» дал очень высокую оценку картине. По его мнению, это полотно «представляет крупную единицу в истории его [Максимова] деятельности», и оно стало самым значительным достижением художника».
Художник Яков Минченков так писал о Максимове в своих «Воспоминаниях о передвижниках»: «Наибольшую популярность в обществе получила его картина «Всё в прошлом». И надо согласиться, что картина глубоко прочувствована и передаёт определённую эпоху. В угасающей старой помещице, доживающей последние дни свои в бедной крестьянской обстановке, прекрасно выражено воспоминание о прежней широкой и роскошной помещичьей жизни… К сожалению, картина эта явилась лебединой песнью в творчестве Василия Максимовича».
Да, Минченков был прав. Максимов - это художник одной картины. Знаменитое полотно подарило художнику и успех, и оковы. Более значительных работ им написано не было. И, чтобы заработать на жизнь себе и своей семье, он многократно повторял свою работу, которая пользовалась популярностью у заказчиков. В результате, Максимовым было написано более 40 авторских повторений.
Сегодня картина Максимова радует зрителей в залах Третьяковской галереи и олицетворяет некогда помещичью Россию с её героями, укладом жизни и традиционными нравами.