Япония имеет долгую историю художественных инноваций. С XVII по XIX века практика гравюры на дереве укиё-э была в центре японской визуальной культуры, иллюстрируя огромное множество предметов от красивых женщин до актёров, пейзажей, героев и народных сказок, выполненных в плоском линейном стиле. Темы природы, религии и философии Восточной Азии занимали видное место, о чём свидетельствуют знаменитые гравюры укиё-э Кацусики Хокусая, которые иллюстрируют обширное и длительное присутствие японского пейзажа и горы Фудзи.
С конца XIX века Япония начала торговать с Западом, и этот сдвиг позволил обмениваться идеями между Востоком и Западом. Точно так же, как французские импрессионисты черпали вдохновение в смелых контурах и обрезанных композициях японских гравюр на дереве, японские художники аналогичным образом начали подражать модернистским идеям, таким как живопись маслом и изображение сцен из обычной жизни. В 1897 году Токийская школа изящных искусств открыла отделение западной живописи, которое преподавало темы и техники западного искусства, поощряя художников сочетать их с наследием древней Японии.
В 1950-х годах появилась радикальная группа Гутай, которая пронеслась по послевоенной Японии с бунтарскими живописными представлениями и мультимедийными инсталляциями, которые предвосхитили события исполнительского искусства в Европе и Соединённых Штатах. Их идеи вывели Японию на передний план современного искусства, и с тех пор этот дух продолжает развиваться и расти, начиная от подрывного и эклектичного постмодернизма Яёи Кусамы и Йоко Оно до суперфлатных поп-стилей, открытых Такаси Мураками и Ёситомо Нара.
Хироси Сугито
Японский художник Хироси (Хироши) Сугито прошёл обучение в традиции Нихонга, которая включает в себя рисование пигментами, изготовленными из природных минералов, камней и раковин, на листах бумаги. Хотя позже он перешёл к живописи акрилом на холсте, его картины сохраняют то же лёгкое, нежное качество стиля Нихонга, что и в «Розовой воде», 2005 года. Сугито впервые появился в 1990-х годах как молодой представитель поколения Суперфлатов, возглавляемого Такаси Мураками, который искал пути слияния японской поп-культуры с изобразительным искусством. Хироси переводит образы поп-культуры менее прямолинейно, чем многие его современники. Тем не менее, его откровенно сентиментальные пейзажи в конфетно-сладких тонах отсылают к роли Японии как популярного туристического направления, в то же время подрывая эту привлекательность задумчивой атмосферой беспокойства с помощью жутких световых эффектов.
Ая Такано
Японская художница Ая Такано широко признана выдающимся представителем поколения суперфлатов Японии и является активным членом коллектива современного искусства Kaikai Kiki Такаси Мураками, который объединяет японскую поп-музыку и милые кавайные отсылки со стилем гравюр на дереве укиё-э. В работах Такано преобладают женщины с огромными глазами и худыми, удлинёнными ногами, напоминающими мультяшный стиль японской манги. Многие из её работ также отсылают к японским гравюрам на дереве с ярко красочной тканью и привлекательными цветовыми сочетаниями, как это видно в работе «Каждый день – карнавал», 2012 года. Но в отличие от японского искусства прошлого, женщины Такано резки, уверены в себе, сильны и привлекательны, иллюстрируя новый бренд японской женственности и, возможно, даже действуя как отражение собственной идентичности Аи.
Тихару Сиота
Тихару Сиота создаёт ослепительные, визуально захватывающие инсталляции из нити, разбросанной по обширным пространствам, образуя сложные, и всеобъемлющие сети, которые так же активны и живы, как силы природы. В эти огромные инсталляции встроены различные найденные предметы, нагруженные не только человеческой историей, а и ключами, книжными страницами, каркасами кроватей и дверьми. У этих предметов была другая жизнь в другом месте, прежде чем они были включены в её искусство. «Неопределённое путешествие», 2016 года, было сделано для галереи Blain Southern в Берлине, с серией мозаичных лодок, связанных элементарными размашистыми формами интенсивной красной нити. Тихару обучалась в Японии, Австралии и Германии, а сейчас живёт и работает в Германии, но её практика проникнута навязчивой поэзией и призрачной пространственностью её японского наследия.
Тихо Аосима
Японский художник Тихо Аосима - ещё один выдающийся член коллектива Такаси Мураками «Кайкай Кики». Как и многие её современники, её искусство объединяет отсылки к японской популярной культуре со стилизованным языком японских гравюр на дереве. Тихо использует Adobe Illustrator для создания фантастических, похожих на сны пейзажей. Эти рисунки затем печатаются на различных поверхностях, включая бумагу, оргстекло, холст и алюминий. В мире Аосимы молодые девушки, суши-повара и монстры гнездятся среди вишнёвых деревьев или парящих искусственно освещённых небоскрёбов, превращая японскую землю и городские пейзажи в сюрреалистические и потусторонние царства. Ссылки на аниме, мифологию, эротику и сюрреализм сливаются воедино в её многогранном творчестве, где привлекательность балансирует на грани зла.
Табаймо
Известный современный японский художник Табаймо создаёт интроспективные, навязчивые видеоинсталляции, которые отражают универсальные темы изоляции, заражения и незащищенности. Её видеоинсталляции содержат замысловато нарисованные от руки элементы, вдохновлённые языком гравюр на дереве укиё-э, аниме и манги. Затем они проецируются на несколько стен или на исторические японские предметы, такие как шкафы, как показано в работе «Два», 2016 года, создавая сенсорное и всеобъемлющее впечатление. Странные, изолированные фигуры населяют её мир пустынных поездов, общественных туалетов и бань, как будто изо всех сил пытаются найти своё место.
Хироси Сугимото
Японский фотограф Хироси Сугимото получил международное признание за свою сверхъестественную способность запечатлевать мистические свойства объектов и мест, которые существуют за пределами невооружённого глаза. Этот эффект достигается за счёт увеличенного времени экспозиции, которое улавливает микроскопические детали и создаёт драматическое, театральное освещение. Одна из самых знаменитых его серий, которую он разрабатывал с конца 1970-х годов, посвящена пустым кинотеатрам по всему миру. Он фотографирует в течение времени экспозиции, которое длится весь показ фильма, оставляя после себя только светящийся белый экран и его световые эффекты на пространстве вокруг него, как это видно на снимке «Театре Кариньяно», Турин, снятом в Италии в 2016 году. Сугимото был удостоен Международной премии Фонда Хассельблад в области фотографии в Швеции в 2001 году, и они высоко оценили его врождённую способность объединять то, что они назвали «восточными медитативными идеями с западными культурными мотивами».
Ясумаса Моримура
Ясумаса Моримура - один из самых знаменитых современных художников Японии, чья работа сосредоточена вокруг сложной формы автопортрета. Широко используя реквизит, грим, костюмы и цифровые манипуляции, он создаёт театральные сценарии, основанные на знаковых образах из истории западного искусства и популярной культуры, ставя себя в центр всего этого. Некоторые из самых известных фигур, которым он подражал, включают Винсента ван Гога, Фриду Кало и Мэрилин Монро. При этом Моримура размышляет о японской одержимости западной культурой. Он также призывает рассмотреть сложные отношения зрителя с произведением искусства, каждый из которых видит его по-своему индивидуально.
Дайдо Морияма
Дайдо Морияма - один из ведущих уличных фотографов Японии, признанный за проницательные наблюдения за современным японским обществом и культурой. Он отказывается от точности ради неформального, зернистого качества и делает большинство своих фотографий на компактную камеру, которая позволяет ему создавать снимки обычной жизни. Японские города - его игровая площадка, и он замечает: «В городе есть всё: комедия, трагедия, панегирик, эротика». Снимок «Pretty Woman», 2017 года, является частью более крупной серии, которая документирует переполненные улицы Токио, где рекламные щиты с изображениями идеализированных молодых женщин возвышаются над толпой людей внизу.
P.S.
Сегодня самые предприимчивые японские художники демонстрируют свои работы в самых разных выставочных залах далеко за пределами Японии, включая большую часть Азии, Европы и Соединённых Штатов. Во многих музеях мира в настоящее время хранятся обширные коллекции японского искусства. Из-за этого влияние прошлого и настоящего японского искусства отчётливо прослеживается в бесчисленных ведущих современных художниках, включая графические, линейные и сюрреалистические картины Инки Эссенхай, мечтательную эротику Лизы Юскаваж и созерцательное, пространственно ориентированное искусство Джули Мерету. В Японии перечень относительно новых выставочных пространств, включая Национальный музей современного искусства в Токио, Галерею Така Исии в Роппонги и галерею Мисако и Розен в Токио, посвящён поддержке и продвижению современного японского искусства. Но, возможно, самое главное, они размещают работы ведущих японских художников рядом с передовыми практиками со всего мира, обеспечивая плавный и безграничный обмен идеями.
В продолжение темы о японском творчестве, читайте также о том, как Ханае Мори стала первым дизайнером из Страны Восходящего Солнца, покорившим столицу Франции.