У сёгуна Токугавы Цунаёси весьма неоднозначная репутация: с одной стороны, он — один из самых известных правителей за всю японскую историю, с другой, — прославился Цунаёсии отнюдь не своими гениальными политическими решениями, скорее наоборот, законами, граничившими с безумством. Именно во время его правления, на рубеже 17−18 веков, люди оказались совершенно бесправными, зато всяческие почести полагались любимчикам сёгуна — собакам.
«Маменькин сынок»
На протяжении нескольких веков после смерти сёгуна Цунаёси историки отзывались о нём нелестно: дело в том, что именно так японского правителя описывали в своих воспоминаниях различные самураи, не питавшие к нему особой любви. Причин тому было сразу несколько: во-первых, Цунаёси, живший в воинственный и жестокий век, прослыл «маменькиным сынком», а во-вторых, в вину ему ставили гомосексуальные наклонности. Причём самураев раздражало не столько то, что сёгуну нравились молодые мужчины, сколько факт того, что правитель мог выбрать себе фаворита не из числа самураев, не проявив, таким образом, особой благосклонности к этому привилегированному классу.
Токугава Цунаёси родился в середине 17-го века и был третьим сыном сёгуна Токугавы Иэмицу. Матерью Цунаёси была одной из наложниц сёгуна, она происходила из простой семьи бакалейщика. У Цунаёси были старшие братья, поэтому его шансы получить власть оценивались как не слишком высокие. Впрочем, отец довольно быстро понял, что его младший сын развивается не по годам: тогда сёгун решил воспитывать Цунаёси не воином, как было принято, учитывая его происхождение, а учёным. Сёгун, судя по всему, опасался, что его младший сын окажется гораздо проворнее старших и отстранит тех от власти.
После смерти Токугавы Иэмицу сёгуном стал его старший сын. Через 20 лет скончался и он, не оставив после себя наследника. Сценарий, которого опасался Иэмицу, всё-таки разыгрался: Цунаёси, отстранив конкурентов, стал правителем Японии, пятым сёгуном из династии Токугава.
Законы сёгуна Цунаёси
Токугава Цунаёси очень любил свою мать: он спрашивал совета в любом важном деле. После её смерти он построил храм Гококу-дзи, который до сих пор стоит в современном Токио. Благодаря своему происхождению, мать, как считается, смогла передать сыну чувство сострадания простым бедным людям.
Была в характере Цунаёси и ещё одна черта, которая выделяла его из других японских правителей. Согласно одной из версий, после смерти своего сына, который скончался в совсем юном возрасте, Цунаёси обратился к буддийскому монаху. Тот, по легенде, объяснил сёгуну, что его горе связано с прошлой жизнью, в которой Цунаёси почему-то жестоко относился к собакам. Ситуацию усугубило ещё и то, что сёгун родился в год собаки. Цунаёси воспринял всё это как знак свыше и сконцентрировался на улучшении жизни бездомных животных. Одним из первых правителей в мире он решил закрепить права животных на законодательном уровне: Цунаёси преуспел в этом настолько, что бродячие собаки были защищены лучше, чем его подданные.
В первую очередь японский сёгун ввел наказание за убийство животных — нарушивший этот приказ сам мог лишиться головы. После этого Цунаёси запретил торговать животными, причём это касалось не только собак, но также кошек, куриц и черепах. Дошло до того, что в Японии — островном государстве — нельзя было свободно ловить и продавать рыбу.
Законотворчество увлекло сёгуна настолько, что он стал выпускать новые приказы чуть ли не каждый день. В итоге японцы обязывались с помощью ласки уговаривать стаи собак не портить их посевы — кричать на животных не позволялось. Более того, к псу теперь нужно было обращаться по-особенному: японцы говорили «о-ину сама», что значит «высокоблагородная собака». В одной японской деревне, как гласит легенда, местные жители решили не исполнять только что принятые законы — за это сёгун приказал казнить всё население деревни.
Собачий рай не вечен
Жителям японской столицы — города Эдо, как раньше назывался Токио — тоже приходилось несладко: Цунаёси создал что-то вроде тайной полиции, которая следила за тем, чтобы все оказывали собакам положенные почести. Учитывая, что в Эдо жило колоссальное число собак, исполнять все предписанные правила было непросто. Чтобы решить проблему с полчищами бездомных псов, сёгун приказал построить сеть собачьих приютов. Один из них был рассчитан на 50 тыс. собак — даже по современным меркам это невероятное число голов для одного учреждения. В приютах для собак старались создать максимально комфортные условия: кормили их, например, рыбой или мясом, хотя крестьяне в то же время были вынуждены питаться одним рисом.
Побывавший в конце 17-го века в Эдо немецкий путешественник рассказывал, что на улицах он видел несметное количество бездомных и больных собак. Случалось, что они нападали на кого-то из жителей, в этом случае остальные горожане не могли помочь: животные могли даже загрызть человека насмерть — делать с ними что-то без специального на то разрешения строго запрещалось.
Политика Цунаёси была недешёвой: на организацию приютов и создание специальной полиции ему потребовались большие деньги, которые он в качестве налога собрал с местных аристократов. Последние, естественно, были не в восторге от этого. К тому же Японию в начале 18-го века охватил экономический кризис. Наследника у сёгуна так и не появилось, а народ с каждый годом роптал всё сильнее. Перед смертью Цунаёси распорядился, чтобы его законы в отношении собак действовали в Японии вечно. Стоит ли говорить, что его преемник отменил все приказы бывшего сёгуна сразу же, как только занял престол. В современной Японии, кстати, руководствуются совсем другим подходом по отношению к бездомным собакам: если хозяин не находится в течение двух недель, то бездомное животное попросту усыпляют.