Для того, чтобы ответить на данный вопрос, придется узнать о польских гусарах чуть больше того, что они «элитные» и очень красивые. Однако начать стоит с популярных мифов. Первый – что крылья выполняли защитную функцию от ударов саблей или накидывания аркана. Второй - что крылья издавали характерный шум и пугали лошадей противника. Итак, что касается аркана. Здесь крылья не только не защитят от стягивания из седла, но и наоборот ему поспособствуют.
Теперь затронем миф о защите от сабель: польские гусары носили металлические панцири и кольчуги вплоть до 17 века, которые и так отлично защищали от сабельного удара. Более того, основным средствами поражения гусар были пики, стрелы, огнестрельное оружие и кавалерийские копья.
Что же касается второго популярного мифа, то перья на высокой скорости действительно издают специфический звук. Однако, есть одно большое и жирное «но»: стук лошадиных копыт на галопе скорее всего заглушит свист перьев. Сюда же следует добавить свист воздуха вокруг всадника и лошадиное дыхание. Впрочем, о чем-то подобном упоминают современники использования крылатых гусар, правда, не из числа кавалеристов, а из числа путешественников, которые лишь видели польских знатных воинов со стороны.
Так зачем же были нужны крылья? На самом деле мода украшать себя перьями была широко распространена среди кавалеристов Средневековья и раннего Нового времени. Например, многие состоятельные французы украшали щиты и шлемы страусовыми перьями. А вот в Турции, балканском регионе и Венгрии всадники очень часто помещали на свои щиты или несколько перьев, или целое крыло хищной птицы. Считалось, что это красиво.
И здесь нам больше всего интересует именно венгерская конница, которая помимо длинных копий вооружалась щитами-тарчами весьма специфической трапециевидной формы. Венгры очень любили приделывать на свои тарчи отрезанные крылья орлов и соколов, располагая их таким образом, чтобы со стороны казалось, будто всадник прикрывается крылом. В XV веке многие из этих всадников оказались по найму в Польше. У них-то польская знать и переняла моду на украшение обмундирования перьями.
Сначала поляки, как и венгры, украшали крыльями птиц только свои щиты. Однако, в 1577 году польский король Стефан Баторий провел реформу снаряжения конницы, в результате которой произошел окончательный отказ от старых рыцарских щитов за ненадобностью: от пуль щиты не защищали, а кавалерии, исповедующей бой «рыцарской шибкой», на тот момент в регионе почти не осталось, кроме самих польских гусар.
Поляки смогли отказаться от щитов, но не от украшения перьями, которое, судя по всему, очень нравилось тамошней знати. На то были и идеологические причины. Дело в том, что в XIV-XV веках перьями украшались главным образом «дикие всадники», набранные из числа не слишком цивилизованных народов (по мнению европейцев). Например, такими были турецкие дели. В конце XV века в Польше активно формируется миф о том, что польская знать ведет свою родословную от древних сарматских всадников. Конечно же, поляки той эпохи и малейшего понятия не имели о том, как именно выглядели древние «дикие» и неистовые сарматы. Зато они видели не менее «диких» и неистовых по меркам поляков турок и венгров в перьях. А потому (по всей видимости) такие украшения казались им очень «сарматскими».
Таким образом, почти сразу после реформы 1577 года на доспехах или седлах гусар появляются те самые крылья. Сначала они полагались только самым знатным войнам. Однако уже в XVII веке абсолютно вся польская гусария, включая послужильцев (боевых слуг на конях, сражающихся рядом с господином) украшала себя крыльями. По факту, крылья польских гусар – это не более, чем украшение, ставшее визитной карточкой последней рыцарской кавалерии Европы.