Анатолий Эфрос и труппа Театра на Таганке
В 1984 году Юрия Любимова, непокорного главного режиссёра и создателя Театра на Таганке, лишили советского гражданства, заставив навсегда остаться за границей. Труппа театра приняла решение бороться за возвращение своего руководителя. Однако партийное руководство решило, что Любимову путь в Союз уже закрыт, а театр не может существовать без руководителя. Возглавить детище Любимова согласился Анатолий Эфрос, талантливейший режиссёр.
Однако актёры ополчились против Эфроса, сочтя его приход на должность предательством. Они стали портить жизнь своему руководителю всеми доступными способами. Дверь в его квартиру подпирали деревянным брусом, чтоб он не мог выйти из дома, резали дублёнку, откровенно игнорировали его присутствие в театре.
Некоторые актёры демонстративно перешли в другие театры. Вениамин Смехов и Леонид Филатов ушли в «Современник». Когда же Эфрос пришел на юбилей театра, Смехов и Филатов прочитали хлёсткие и злые стихи в его адрес. Когда позже Филатов забежал в Театр на Таганке, он столкнулся с Анатолием Эфросом, который приветливо улыбнулся актёру и пригласил приходить в любое время.
А в 1987 Анатолия Эфроса не стало. Усиливающееся противостояние с труппой, постоянные нападки, вредительство актёров совершенно вымотали режиссёра, у него случился инфаркт. Из всей труппы, принимавшей участие в травле режиссёра, лишь Леонид Филатов признал свою вину. Через несколько лет, когда сам Леонид Филатов из деятельного, энергичного актёра вдруг превратится в больного и почти обездвиженного человека, он скажет, что это – его расплата. Леонид Филатов в память об Анатолии Эфросе создаст авторский цикл передач «Чтобы помнили», где будет рассказывать о выдающихся актёрах и режиссёрах.
Любовь Орлова и Вера Марецкая
Две известные актрисы, Любовь Орлова и Вера Марецкая, никак не могли соперничать в кино из-за слишком разного амплуа. Но театральная сцена довольно часто становилась для них своеобразным полем битвы.
Наиболее показателен самый последний случай, с борьбой за роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Изначально её играла Фаина Раневская, которая выходила на сцену в образе миссис Сэвидж больше ста раз. После Раневская, сославшись на проблемы со здоровьем, попросила снять её с роли, фактически передав миссис Сэвидж Любови Орловой.
Но вскоре вместо Орловой на сцену в спектакле вышла Вера Марецкая. Любовь Орлова пошла на открытый конфликт с режиссёром и даже грозилась жалобой на него в Министерство культуры. Завадский же умолял звезду о сочувствии к тяжело больной коллеге. У Веры Марецкой к тому времени обнаружили онкологическое заболевание головного мозга, и Юрий Завадский, бывший муж актрисы, решил поддержать Веру Петровну, дав ей главную роль.
А чуть позже в той же больнице, где лечилась Марецкая, оказалась и Любовь Орлова, у которой обнаружили онкологическое заболевание поджелудочной железы. Вера Марецкая писала записки Орловой, умоляя последнюю о прощении. Но звезда советского экрана до ответа не снизошла. Она скончалась раньше своей соперницы. Вера Марецкая на панихиде прошептала горько: «И тут она оказалась первой!»
Олег Басилашвили и Олег Борисов
Два талантливых актёра были утверждены на одну роль – Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя в БДТ. Четыре месяца они репетировали по очереди. Первым – Басилашвили, который искал актёрские ходы, вкладывал в роль собственное видение. На следующий день на репетиции выходил Борисов и показывал улучшенную версию игры Басилашвили. Они старались переиграть друг друга, доказать всем своё право на роль.
Когда противостояние стало невыносимым, Олег Басилашвили не выдержал и после очередной репетиции отправился к Товстоногову с просьбой определить одного актёра на роль. До премьеры оставалось всего несколько недель и Олег Валерианович честно сказал режиссёру, что не обидится, если Георгий Александрович примет решение в пользу Борисова.
Товстоногов утвердил на премьеру Басилашвили, а два актёра на протяжении всей жизни общались подчёркнуто-холодно. Борисов не смог простить Басилашвили ту роль, о которой сам мечтал.
Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин
Когда было принято решение о постановке в Театре на Таганке «Гамлета» Шекспира, вопрос о том, кто будет играть главную роль, даже не стоял. Многие, в том числе и Юрий Любимов, понимали: это роль Высоцкого. Именно под него прописывался сценарий и строились мизансцены.
Владимир Высоцкий часто отлучался из страны, ещё чаще - был на съемках и потому ставил под угрозу весь театральный производственный процесс. Режиссёр решил подстраховаться и стал готовить второй состав актёров, отдав главную роль Валерию Золотухину. Высоцкий счёл согласие Золотухина на роль необдуманным и скоропалительным. Два актёра дружили, их очень многое связывало по жизни. Владимир Семёнович, вернувшись из очередной поездки, лишь сказал Валерию Сергеевичу, что он бы никогда не согласился на роль, которая просто создана для друга.
Высоцкий считал: Золотухин предал самого себя, участвуя в репетициях «Гамлета». Но в Театре на Таганке единственным Гамлетом так и остался Высоцкий. После смерти барда Любимов снял постановку из репертуара.