7 сентября 1303 года папа Бонифаций VIII был взят в плен вассалами французского монарха Филиппа IV Красивого. А уже через несколько лет преемник Бонифация Климент V переехал во французский Авиньон, чем негласно закрепил зависимость понтификов от светской власти в Париже. Началось Авиньонское пленение пап, сильно повлиявшее на престиж и значимость католической церкви.
Переезд в Авиньон
Начало понтификата Климента V в 1305 году омрачилось трагедией. Во время инаугурационной церемонии рухнула стена, на которую залезли зрители-простолюдины. Папа свалился с коня и получил несколько царапин, но были и погибшие, в том числе герцог Бретонский. Это символичное событие не сулило Святому Престолу ничего хорошего.
Раймон Бертран де Го (настоящее имя Климента V) был французом, родился в Гаскони, а значит считался подданным короля Филиппа IV. Монарх постоянно оказывал давление на папу. После избрания Климент оставался во Франции. Формально — для того чтобы помочь остановить войну с Англией. Глава церкви надеялся, что все европейские монархи вновь объединятся для нового крестового похода в Святую землю.
Все авиньонские папы были французами
Но уже в 1309 году Климент принял решение поселиться в Авиньоне. Он так и не вернулся в Рим, за ним же последовали все кардиналы, большинство которых также стали французами. Небольшой город на берегу Роны на почти семьдесят лет стал резиденцией папства.
Папа на королевской службе
Сделав понтифика своей марионеткой, Филипп Красивый использовал все ресурсы католической церкви для атаки на орден тамплиеров. Эта организация монахов-воителей появилась в XII веке. Она была создана на волне энтузиазма по отношению к крестовым походам. Однако к XIV столетию западные рыцари растеряли свои владения в Палестине. Орден вернулся в Европу. Он славился богатством и могуществом. Наибольшим влиянием тамплиеры пользовались во Франции.
Филипп решил приструнить орден и прибрать к рукам его имущество. Тамплиеров обвинили в ереси: отречении от Христа, мужеложстве, поклонении Бафомету. Великого магистра Жака де Моле сожгли на костре. Климент упразднил орден в 1312 году. На судебном процессе он был слепым исполнителем воли Филиппа. Поведение понтифика было беспрецедентным. Католическая церковь всегда относилась к светской власти свысока. Если эпизод в Каноссе стал символом вершины могущества пап, то начало Авиньонского пленения ознаменовало их небывалое унижение.
После смерти Климента V папский престол пустовал больше 2 лет
Во Франции папы растеряли свое политическое влияние. Но внутри самой церкви их власть усилилась. Они стали по своему смотрению назначать епископов и аббатов (ранее те избирались местным духовенством). Увеличился масштаб торговли индульгенциями, разросся бюрократический аппарат курий. Все эти перемены сильно били по престижу церкви. Роскошь папского двора одних озадачивала, других откровенно раздражала.
Роскошь новой резиденции
Формально Авиньон не был частью Франции, он стал собственностью папства. Однако юридические тонкости не влияли на людей, живших на этой территории. Население Авиньона считало себя французским или провансальским (что к тому времени стало почти одним и тем же). С переносом резиденции понтификов город значительно вырос. Население приблизилось к 30 тысячам человек. Париж был в четыре раза больше, но Авиньон по многим критериям на равных соперничал со столицей. Здесь находилась престижная школа права и не менее важная школа богословия, богатая библиотека, сюда стали стекаться богатые банкиры. Разросшийся торговый квартал привлекал купцов со всей Европы.
До появления в Авиньоне Климента это был старый и зловонный город. Следующие папы жили в процветающем месте, которое в отличие от Рима не раздирали междоусобицы властной аристократии. Правда в 1348 году сюда добралась эпидемия чумы. Она выкосила три четверти местного населения. Эта печальная судьба ждала всю Западную Европу. Но благодаря папам Авиньон сравнительно быстро пришел в себя. Из него по-прежнему было удобно вести посредничество в англо-французских делах. Однако в Италии у Святого Престола оставалось собственное государство, управлять которым из Франции было крайне затруднительно.
Первым попытался вернуться в Рим Урбан V. Он уехал из Авиньона в 1367 году. Однако уже через три года глава церкви вернулся на берега Роны. Вечный город сотрясали солдатские бунты, а местные жители не желали ничего знать о папе-французе. Более того, многие из состава двора от кардиналов до секретарей вообще не знали итальянского. В Риме они были чужаками.
Обратно домой
Больше Урбана в вопросе возвращения на историческую и духовную родину преуспел его преемник Григорий XI. Это был глубоко религиозный и аскетичный человек. Склонный к мистицизму, он твердо уверовал в необходимость переехать в Рим, чего бы того не стоило. В юности он учился в Перудже, знал итальянский язык и в отличие от многих своих подчиненных искренне любил Италию.
После авионьонского пленения резиденцией пап стал Ватикан
Французские короли были ослаблены многолетней войной с Англией, последствия которой продолжали сказываться и десятилетия спустя. Светская власть даже если бы хотела, не могла остановить папу. Сложности были другого характера. После неудачного путешествия Урбана в казне понтифика не осталось денег, чтобы оплатить переезд огромного двора. Пришлось занять 60 тысяч золотых флоринов у герцога Анжуйского.
Неприятности ждали и в пути. Папские корабли отправились к берегам Италии из Марселя. В море флотилия попала в шторм, несколько судов затонуло. Наконец в начале 1377 года Григорий вернулся в Рим. Больше папы никогда не покидали его. Григорий XI стал первым, кто сделал своей резиденцией Ватикан. До него таковой считался Латеранский дворец. В начале XIV века он сильно пострадал при пожаре.
За семьдесят лет отсутствия понтификов Италия сильно изменилась. Ее раздирала гражданская война гвельфов и гибеллинов. Но самое главное, именно здесь в XIV веке началось Возрождение. Папство долгое время препятствовало прогрессу. Ограничения церкви ослабли, что стало толчком к развитию культуры, науки и искусства. Италия прослыла центром нарождавшегося европейского гуманизма. Даже возвращение пап теперь не могло остановить наступления Ренессанса.
Великий раскол
После смерти переехавшего обратно в Рим Григория в Авиньоне появились антипапы — французские претенденты, которые называли себя законными главами церкви. Еще почти на сорок лет (1378 — 1417) католический мир раскололся. Авиньонцев поддерживали во Франции, Неаполе, Шотландии, Арагоне и т. д. Понтифики-противники предали друг друга анафеме, ставили своих кардиналов, имели собственные курии. Длительная неразбериха еще сильнее ударила по престижу папства.
Современная католическая церковь считает авиньоских пап после Григория XI самозванцами.