Божественная афинская гетера Фрина – натурщица и вдохновительница Праксителя и Апеллеса
1
0
1,553
просмотров
Древнегреческая цивилизация просуществовала около 2000 лет. В те времена территория Древней Греции была весьма обширна: Балканы, южная Италия, Эгейский регион и Анатолия плюс современный Крым. За двухтысячелетнюю историю существования Эллады древние греки создали и довели до совершенства не только экономическую систему, республиканское устройство и гражданскую общественную структуру, но развили свою культуру так, что та оказала значительное влияние на становление культуры мировой.

Эллины достигли настолько высокого уровня в развитии своей культуры по всем направлениям, что к нему уровню не удалось пока еще никому приблизиться. Древние греки были не первыми, но лучшими в развитии своего культурного наследия. До наших времен дошло очень много работ эллинов. В качестве примера хочется привести скульптуру. О ней и пойдет речь в статье.

Скульпторы Эллады

Искусство Древней Греции послужило примером и основой для современных видов искусства. Особо выделяется скульптура классической эпохи. В Древней Греции были целые династии скульпторов, они отточили свое мастерство до такой степени, что полюбоваться их работами съезжались люди из разных стран. И в наши дни эти работы вызывают трепет и восхищение. До нас дошли их имена: Мирон, Поликлет, Фидий, Лисипп, Леохар, Скопас, и многие другие. Работы этих мастеров по сей день выставляются в лучших музеях и галереях мира. Одним из череды этих гениев был Пракситель.

Пракситель

Этот выдающийся скульптор происходил из династии великих мастеров – его дед и отец тоже были скульпторами. Одной из самых известных работ деда были фронтоны подвигов Геракла для храма в столице Верхнего Египта – Фивы.

Отец Пракстителя, Кефисодот, был выдающимся профессионалом скульптурного дела: он ваял статуи из мрамора и бронзы. Несколько его работ сохранились до наших дней. Оригиналы находятся в Мюнхене, а несколько копий хранятся в частных коллекциях. Одна из самых известных работ, которую можно сегодня увидеть – Эйрена и Плутос.

Сыновья Праксителя тоже стали известными скульпторами.

Родился Пракситель в Афинах примерно в 390 году до нашей эры. С самого детства он пропадал в мастерских отца, где собирались друзья Кефисодота. Это были именитые художники, философы и поэты. Атмосфера, царящая в тех мастерских, повлияла на мальчика: он уже в юном возрасте знал кем хочет стать. Повзрослев, Пракситель достиг таких высот в мастерстве, что ему стали поступать заказы из храмов. В Элладе, как известно, была полигенетическая религия, и в каждом храме поклонялись тому или иному божеству с Олимпа.

Одной из самых известных скульптур Праксителя, дошедших до наших дней, была статуя Гермеса с младенцем Дионисом. Эту работу нашли при раскопках в Олимпии, на месте, где был храм Геры. Статуя выполнена изящно, мрамор обработан до глянца, фигура Гермеса поражает своей пропорциональностью, лицо бога торговли выглядит как живое. Плащ Гермеса, накинутый на ствол дерева, кажется настоящим, настолько проработаны шерстинки на нем. Статуя Гермеса с младенцем Дионисом хранится в городе Олимпия в Археологическом музее.

Скульптуры Праксителя отличались от работ его современников. Благодаря своему мастерству он стал одним из известнейших скульпторов своего времени. Для придания особой выразительности скульптуре, мастер предпочитал их раскрашивать. Эту работу он доверял приятелю Никию, который был известным художником. Но при жизни Праксителя известность и почитание ему принесла не статуя Гермеса, а несколько статуй богини любви Афродиты.

Статуя Афродиты Книдской

Однажды Пракситель отправился в Эфес (нынешний Селчук в Турции), чтобы помочь эфесцам восстановить храм Аремиды, который сжег вандал Герострат. Там скульптор должен был воссоздать украшения для алтаря в храме. По дороге в Эфес мастер задержался в городе Кос (нынешний Бодрум в Турции), потому что жрецы храма Афродиты прослышали, что к ним в края пожаловал такой именитый скульптор и решили не упускать шанс – заказали ему статую Афродиты.

Пракситель изготовил две: одна была обнажена по пояс, что не нарушало канонов. А вторую он выполнил новаторски: полностью обнажил богиню. И предложил жрецам выбрать себе одну статую из двух. Увидев обнаженную богиню, жрецы пришли в смущение: ведь нагая Афродита – это неслыханное кощунство и даже богохульство, но не решились высказать претензию знаменитому мастеру, а просто заплатили и забрали себе Афродиту, которая была одетой по пояс.

А вот жрецы из города Книд (в 100 км от Коса, нынешняя Мугла) были настолько очарованы статуей нагой Афродиты, что не побоялись, наплевали на условности и выкупили эту статую для своего храма. И правильно сделали! Она принесла храму и городу неслыханную популярность: люди съезжались в Книд со всего цивилизованного мира, чтобы полюбоваться прекрасной Афродитой. Эрудит и писатель Плиний Старший высказался о ней так: «Скульптура Праксителя Афродита Книдская является самым лучшим скульптурным произведением не только Праксителя, но и во всем мире».

Статуя Афродиты была выполнена так, что казалось: живую богиню любви, принимавшую водные процедуры, внезапно застали нечаянные свидетели. И она смущена, изогнулась в естественной позе желая прикрыться. В руке у богини ткань, которая служит полотенцем. Она опускается на гидрию с водой (на самом деле, эти детали Пракситель дополнил для того, чтобы у скульптуры была дополнительная опора).

Статуя грациозна, ее лицо одухотворено и человечно. У нее идеальная фигура и безупречные черты лица. Восхитительная незнакомка смущенно полуулыбается, ее томный взгляд выдает в ней богиню любви. Обрамляющие голову волосы сидят пышной короной. Скульптура Праксителя была раскрашена, это делало ее похожей на живую. Высота статуи около 2 метров.

Эта работа поражала воображение как простых людей, так и государственных деятелей, например, царь Вифинии Никомед так хотел заполучить статую в свои владения, что предложил книдянам простить их государственный долг в обмен на статую. Никодяне предпочли выплатить долг, но статую не отдали. В нее влюблялись: несколько раз смотрители храма по ночам ловили там юношей, которые совершали неправомерные действия сексуального характера, о чем свидетельствовал Лукиан Самосатский.

К сожалению, судьба оригинала статуи печальна: в эпоху Византии статую вывезли в Константинополь, где она и сгинула, то ли во время пожара, то ли во время одной из войн.

До наших времен дошли только неточные копии, ведь Пракситель был таким мастером, работы которого подделать нелегко и в наше время. Лучшие копии хранятся в музеях Ватикана и Мюнхена, а самый приближенный к оригиналу вариант торса находится в Лувре.

Своих Афродит Пракситель ваял с натуры, а позировала ему известная в те времена гетера Фрина.

Судьба женщин Древней Греции

Замужним женщинам древней Эллады трудно позавидовать: они душой, телом и материальным состоянием принадлежали своим мужьям, то есть, были полностью зависимы. Основной их функцией считалось деторождение. Как писал Ликург, законодатель: «Главная задача новобрачных – дать государству здоровых, крепких, выносливых, самых лучших детей. Молодой новобрачный должен уделять пристальное внимание свое супруге и репродукции. То же самое касается и новобрачной, в особенности если, их дети еще не родились».

У древних гречанок не было совершенно никаких прав, они являлись собственностью мужчин, поэтому основной их задачей было обслуживать своих хозяев: сначала отца или брата, а потом мужа. В школах их обучали таким вещам, как швейное дело, кулинарное искусство, игре на музыкальных инструментах, танцам, управлению прислугой и рабами. Выходить из дома древние гречанки могли только в сопровождении либо родственников мужского пола, либо прислужниц женского.

Замужняя женщина всегда должна была спрашивать разрешения мужа покинуть дом и потратить деньги. Помимо обслуживания мужа и детей, женщины-гречанки работали: пекли хлеб и сдобу, шили одежду, изготавливали украшения и продавали свой товар на базарах, где в беседах с такими же домохозяйками, хоть немного отвлекались от домашних забот.

К такой жизни элладок готовили с самого раннего детства, поэтому они не бунтовали, а покорно несли свой крест. Как говорится, родился девочкой – терпи.

Но встречались женщины, которые не намеревались терпеть. Этими женщинами были афинские гетеры.

Кто такие гетеры

Гетера, в переводе с древнегреческого – подруга, спутница. В Элладе гетерами называли девушек, которые добровольно отказались от роли жены и матери в пользу независимого образа жизни.

Гетера должна быть всесторонне образованной, с ней должно быть интересно, она должна быть умной: у гетер часто спрашивали совета в политической сфере государственные мужья. Гетера должна следить за собой, всегда быть прекрасной и воздушной, она не должна рассказывать о своих проблемах. С ней должно быть легко. Афинская гетера – девушка для приятного времяпровождения, к ним стремились мужчины, чтобы отдохнуть и телом, и душой. Древние греки очень уважали гетер, а то, что за свою любовь гетеры желали оплату – в этом эллины не видели ничего предосудительного: ведь любой человек берет плату за свое потраченное время.

В наши времена гетер сравнивают с куртизанками. Но это далеко не так: куртизанка, это, как ни крути, человек все же зависимый. А гетеры были независимы ни от мужчин, ни от общества, в котором жили. Можно сказать, что – куртизанка это элитная проститутка, а гетера все же не была проституткой, потому что встреча с гетерой не всегда включала в себя обязательную сексуальную программу. Гетера сама решала, вступать ли в сексуальные отношения с тем или иным мужчиной, хотя подарок принимала все равно. Если хотела.

Гетеры сами выбирали, желают они видеть того или иного мужчину в качестве своего поклонника, в то время как куртизанкам такого выбора не предоставлялось. Важная особенность: гетеры были жрицами храмов Афродиты – богини любви и часть своей выручки они отдавали в храмы. Еще один нюанс: в Элладе браки заключались по любви крайне редко. Обычно девушке подбирали жениха, когда ей было 10-12 лет и готовили к замужней жизни. Зачастую мужья не любили своих супруг: для любви у них были гетеры.

До того как древние гречанки смекнули, что помимо участи жены они могут выбрать независимый образ жизни, гетерами были рабыни, обычно из других стран.

Судьбы гетер складывались по-разному: некоторые сохраняли свою независимость до конца жизни и в «нерабочем» возрасте обучали девочек этому ремеслу. К примеру, Никарета открыла школу гетер в Коринфе, а Элефантида создала руководство по сексуальному просвещению. Некоторые писали философские работы (как Клеонисса), а иные выходили замуж. Если гетера выходила замуж, в мужья она выбирала не простого афинского работягу, а мужчину с высоким социальным статусом, чтобы был хоть какой-то смысл терять независимость.

История знает гетер, которые выходили замуж за царей (Таис Афинская и фараон Птоломей I) и полководцев (Аспазия и Перикл). А сколько гетер были на содержании у мэров городов, философов, поэтов, художников, ораторов и многих других знаменитых очень уважаемых мужчин, работами которых мы восхищаемся и в наши дни!

Одной из таких гетер была и натурщица Праксителя – Фрина, о которой будет рассказано чуть ниже.

Краткие сведения о Фрине

Краткие сведения о Фрине

Фрина была возлюбленной великого скульптора Праксителя. Настоящее имя греческой гетеры Фрины – Мнесарета, а прозвище Фрина намекало на необычно светлый, несвойственный жителям тех краев, оттенок кожи девушки.

Фрина родилась в обеспеченной семье известного врача Эпикла, который дал дочери блестящее образование, потому что с детства по девочке было заметно, что она не только красива, но и умна.

Она не захотела судьбы Kinder, Küche, Kirche (нем. – «дети, кухня, церковь»), поэтому сбежала из дома и отправилась в Афины, где стала популярной гетерой благодаря своей умопомрачительной внешности. Рост греческой гетеры Фрины был по нынешним меркам не очень высоким – 164 см. Объем груди 86 см, объем талии 69 см, а бедер 93 см.

Гетера Фрина сама выбирала, к кому проявить благосклонность, а кому отказать. И тариф за свою любовь она устанавливала, как ей вздумается. К примеру, царь Лидии до того вожделел ее, что уплатил ей баснословную сумму, а потом поднял налоги, чтобы закрыть эту брешь в бюджете страны. А Диогеном гетера Фрина настолько восхищалась как философом, что вовсе не потребовала плату.

У гетеры была масса поклонников, что позволило ей сказочно обогатиться: у нее имелся собственный дом с бассейном и удобствами, рабы и прочие атрибуты, демонстрировавшие ее высокий статус.

Гетера Фрина могла позволить себе потратить приличную сумму на благотворительность. К примеру, она предлагала жителям города Фивы реконструировать стены города. Но при одном условии: они должны были на видном месте установить табличку: «Александр (Македонский) разрушил, а Фрина восстановила». Фивяне отвергли эту идею, потому что им не нравилось то, каким путем были заработаны ее деньги.

Когда Фрина выходила в город по своим делам, она одевалась более чем скромно, чтобы не привлекать к себе особого внимания. Но до наших времен дошла легенда о том, как однажды Фрина изменила своему правилу, и на празднике Посейдона появилась полностью обнаженной. Этим демаршем она бросала вызов самой Афродите – богине любви.

Сюжет запечатлел на полотне под названием «Фрина на празднике Посейдона» Генрих Семирадский, художник-академист.

Фрина и Ксенократ

Трудно поверить, но в Афинах нашелся мужчина, которому не было дела до чар гетеры Фрины. Это был философ Ксенократ (знаменит тем, что впервые разделил философию на логику, этику и физику).

Этот серьезный муж не обращал внимания на женщин, ему было не до глупостей. Он руководил Академией Платона.

Однажды в компании, обсуждавшей строгий нрав философа, Фрина заявила, что сможет соблазнить этого уважаемого ученого мужа, и даже заключила пари. На следующей вечеринке Ксантипа усадили рядом с Фриной и она принялась окручивать его.

Философ был здоровым мужчиной традиционной ориентации, но благодаря силе воли он не поддался чарам гетеры, несмотря на ее довольно откровенные уловки. Обескураженная Фрина сказала спорщикам: «Я обещала разбудить чувства в человеке, а не в куске мрамора!» и не заплатила проигранные деньги.

Фрина и Пракситель

Пракситель был безумно влюблен в прекрасную юную девушку. Когда он ваял своих Афродит, он видел в роли своей натурщицы Фрину, и только ее одну.

Юная гетера была шаловлива и любила слегка подшутить над возлюбленным. Однажды задала Фрина Праксителю вопрос какую из своих работ он считает наиболее удачной, но скульптор уклонился от ответа. Тогда гетера подговорила слугу, тот вбежал в дом и стал кричать, что в мастерской Праксителя разыгрался пожар. Скульптор схватился за голову и горестно воскликнул: «Ах, пропали мои Сатир и Эрот!» Рассмеявшись и успокоив Праксителя, натурщица сказала, что это шутка, просто ей очень хотелось выведать, какими же своими работами он дорожит более всего. На радостях скульптор подарил одну из статуй на выбор своей любимой гетере. Она забрала статую Эрота и отдала ее в храм Эрота, который находился в ее родном городе Феспии.

Фрина и суд

В биографии натурщицы Фрины не все было гладко. Однажды ей пришлось предстать перед судом. Оратор Евфий был без ума от гетеры, даже сбрил бороду, чтобы выглядеть моложе, но она посмеялась и отвергла его притязания. Тогда он крепко обиделся и подал на Фрину в суд.

Поводом для судебного разбирательства послужила та самая знаменитая статуя Афродиты Книдской: в Древней Греции изображать богов нагими было кощунством, это приравнивалось к убийству. В роли адвоката гетеры Фрины выступил оратор Гиперид. Он очень рассчитывал на благосклонность девушки в случае положительного исхода в суде.

В суде Евфий говорил, что хоть Фрина – куртизанка, она не просто распущенная женщина, которая смущает своим видом и неоперившихся юнцов, и почтенных мужей. Ко всему прочему, она неслыханная богохульница, которая из тщеславия соревнуется по красоте с самой Афродитой. Гиперид защищал девушку речами о том, что Фрина прилежная жрица культа Афродиты и Эрота, и вся ее жизнь – подтверждение этого служения.

В ходе прений Евфий выдвинул обвинения Праксителю и Апеллесу как соучастникам. Дело принимало плохой оборот.

Когда у Гиперида почти не осталось аргументов, он просто подошел к Фрине и сдернул с нее одежды. Гетера восстала перед судом в своей первозданной красе. Судьи и присутствующие на суде зрители застыли в немом восхищении. А затем оправдали гетеру, ведь согласно древнегреческому понятию о калогатии, красивый человек не может быть злодеем. А Евфия наказали крупным штрафом за оговор.

Эту сцену запечатлел в своей картине «Фрина перед Ареопагом» Жан-Леон Жером.

Слово «Ареопаг» художник употребил, видимо, для красного словца, потому что на самом деле Ареопаг судил только за убийства, а за богохульство судили в Гелиэе – суде присяжных.

Фрина и другие деятели искусства

Гетера Фрина позировала не только для Праксителя, но и для знаменитого художника Апеллеса, который был приятелем Александра Македонского. Этот союз подарил всему миру фреску «Афродита Анадиомена».

Сюжет фрески: уставшая от измен мужа Гея пожаловалась своему сыну Кроносу на муки ревности, а тот взял да и оскопил отца серпом. А отрезанные гениталии прелюбодея выкинул в море. Кровь превратилась пену морскую и из нее родилась богиня любви Афродита, которая добралась до берега на огромной морской раковине.

Фреска, к сожалению, не сохранилась, но до наших дней дошла ее предполагаемая копия.

Именитые художники всех времен часто возвращаются к сюжету этой легенды. Например, Ботичелли, Буше, Жан-Леон Жером, Кабанель, Бугро, Редон, и многие другие.

Гетера Фрина дожила до почтенного возраста, она была богата, почитаема, знаменита. После ее смерти былой возлюбленный Пракситель изготовил еще одну статую в память о Фрине. Ее установили в Дельфах.

Мраморная Фрина, украшенная золотом, была установлена между статуями царей. На пьедестале прикрепили табличку, на которой написали: «Фрина из Феспий, дочь Эпикла». Это возмутило киника Кратета, который говорил что эта статуя – не что иное, как памятник распущенности. Социальный статус гетеры был намного ниже царского, поэтому некоторых граждан раздражало расположение статуи гетеры в такой компании.

О Фрине слагали поэмы, легенды, писали книги, ей посвятили немало картин именитые деятели искусства. В 80-е годы прошлого века на образ Фрины в роли Афродиты ссылался художник-импрессионист Сальвадор Дали, когда подбирал дизайн для флакона с духами, на которых стояло его имя.

Легенда о Фрине живет на свете уже более 4 000 лет и это не предел.

Вот такой была женщина, в которой один из лучших скульпторов планеты видел живое воплощение богини любви Афродиты.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится