Сапожных дел мастер
Василий появился на свет в 1469 году. Точная дата его рождения неизвестна, однако, вероятно, это знаменательное событие произошло в декабре. Родился мальчик на паперти храма, ныне называющегося Богоявленским собором в Елохове. Сейчас он располагается в одном из районов, приближенных к центру Москвы, а в ту пору данное место находилось за чертой города. К слову, этот храм также знаменит тем, что спустя несколько веков в его стенах будет крещен Александр Сергеевич Пушкин.
Когда Василий подрос, родители решили, что их сыну следует выучиться сапожному делу. С этим ремеслом и было связано одно из первых чудес в жизни святого. По легенде, в мастерскую, в которой работал Василий, как-то раз заглянул купец и заказал сапоги. Казалось бы, ничего примечательного и особо трогательного в этом событии не было, однако Василий залился слезами и произнес: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Позже выяснилось, что сапоги купец действительно не износил, потому что скончался спустя несколько дней после разговора с сапожником.
Есть и несколько иная версия описываемых событий: якобы купец заказал несколько пар обуви, а Василий сначала посмеялся над ним, а затем заплакал, позже объяснив мастеру, что нет смысла заказывать столько сапог тому, что вскоре отправится в мир иной.
В Москву
После того как юноша обнаружил у себя дар прозрения, он покинул родные пенаты и отправился в первопрестольный град. Жил он, как и подобает юродивому, в нищете: зимой и летом появлялся на улицах без одежды (из-за этого он получил прозвище «Нагой»), истязал свое тело и даже не имел крыши над головой. При этом поступки, который совершал Василий, могут показаться крайне странными. Тем не менее каждому из них в житии святого есть логическое объяснение.
К примеру, его нередко замечали за весьма своеобразным занятием: он забрасывал дома горожан камнями. Причем обычно под горячую руку Василия попадали жилища порядочных людей, живших скромно и богобоязненно. На вопрос «Зачем ты это делаешь?» юродивый отвечал, что их дома окружают бесы. Внутрь войти они не могут, но все равно лучше бы их отогнать. Именно поэтому в ход шли камни.
С домами грешников Блаженный поступал иначе. Он припадал губами к углам стен и начинал целовать их, при этом приговаривая: «Дом сей изгоняет от себя блюстителей своих — Ангелов святых, приставленных нам от купели, ибо не терпят они таких непотребных деяний. И поелику не обретается им места, сидят они на углах, скорбные и унылые, и я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников».
Блаженный и Грозный
Современники отмечали, что Иван Грозный относился к Василию едва ли не с благоговением и даже побаивался его. По преданию, Грозный неоднократно приглашал юродивого на пиры и терпел те его выходки, за которые других немедленно отправил бы на кол.
Существует легенда, что во время одного из пиров Василий три раза выливал вино из бокала на улицу. Царь поинтересовался, с какой целью он это делает, и юродивый ответил, что таким образом пытается потушить пожар в Новгороде. И действительно, вскоре стало известно, что огонь охватил этот город. Гонцы же, прибывшие к царю с вестью, с удивлением отметили, что пожар помогал тушить человек, как две капли воды похожий на Василия Блаженного.
Также, согласно одному из преданий, после смерти Василия Иван Грозный стал одним из тех, кто нес гроб с его телом. Уже после смерти юродивого у Кремля был возведен Покровский собор, который затем дополнили церковью Василия Блаженного. Позже это название распространилось на весь храм: москвичи и гости столицы до сих пор называют его собором Василия Блаженного.