Александр Невский — один из наиболее мифологизированных персонажей отечественной истории. Идеологическое конструирование его образа началось в эпоху Петра I, когда великий реформатор решил перенести мощи святого князя из Владимира в Петербург. Якобы на месте Ледового побоища в 1723 году была воздвигнута Александро-Невская обитель, которая, с одной стороны, символизировала преемственность внешнеполитических соперников России (в то время еще шла Северная война со Швецией), с другой, должна была стать духовным центром новой столицы. Кстати, до Петра Александр Невский почитался именно как святой князь, а не как талантливый военачальник. Он был канонизирован в середине XVI века в качестве вершителя разнообразных чудес, а не за воинские заслуги.
Следующим этапом переосмысления фигуры Александра Ярославича стали 30-е годы XX века, когда на экраны вышел легендарный фильм С. М. Эйзенштейна «Александр Невский». Сказанная устами актера Алексея Черкасова знаменитая фраза «А если кто с мечом к нам войдет — от меча и погибнет» стала ключевым лозунгом внешнеполитической повестки дня, предостережением расширявшему свое влияние Третьему рейху. Характерно, что центральную роль в фильме сыграл эпизод Ледового побоища, трактованный с пафосной патриотической точки зрения. Эта интерпретация вызвала волну негодования среди советских историков, которые посчитали фильм «издевкой» над историческими реалиями.
Складывание культа Александра Невского началось при Петре I
Пытаясь пролить свет на подлинные детали биографии Александра Ярославича, стоит отметить, что бабушкой великого князя по отцовской линии была осетинская княгиня Мария Шварновна, а по другой линии — дочь половецкого хана Котяна, сыгравшего не последнюю роль в поражении русских войск на реке Калке. Поэтому привычное нам изображение Александра Невского на картине Павла Корина 1943 года является совсем не достоверным.
Традиционно в учебниках русской истории Александр Ярославич именуется как борец с католической агрессией, отразивший крестовый поход на Русь. Однако, историкам не удалось обнаружить какой-либо буллы Папы Римского, свидетельствовавшей о призывах к вторжению в северо-западные русские княжества. Более того, Александр Ярославич всегда стремился поддерживать хорошие отношения с католической Европой, ведь Новгородская республика активно торговала с немецкими и балтийскими купцами, которые, входя в Ганзейский союз, идеологически подчинялись Ватикану. В 1248 году Невский даже получил поздравительное письмо от Папы Иннокентия IV, который благодарил того за просьбу о присоединении к римской церкви, решив «в знак покорности построить в городе Пскове латинский собор». Кстати, в первой половине XV века Папа Римский Евгений IV причислил Александра Невского к католическому лику святых, наравне с Сергием Радонежским и Галицким князем Михаилом Черниговским.
Александр Невский был инициатором кровопролитной «Неврюевой рати»
Однако в биографии святого князя есть и совсем не благовидные эпизоды. Александр Ярославич стал инициатором одного из наиболее кровопролитных набегов татаро-монголов второй половины XIII века — знаменитой «Неврюевой рати» 1252 года. Жесткий полководец Картаг Неврюй был послан соправителем Батыя золотоордынским ханом Сартаком против Владимирского князя Андрея Ярославича, младшего брата Александра Невского. Новгородский герой таким образом решил отомстить родственнику за то, что тот занял великокняжеский престол не в порядке старшинства. В результате этого катастрофического похода Андрей Ярославич вынужден был бежать из Владимира в Швецию, а ханский военачальник Неврюй увез в орду богатую добычу и огромное количество пленных.
Что касается взаимоотношений Александра Ярославича с жителями Новгородской республики, то весьма примечательным является факт его изгнания из города в 1241 году, то есть сразу после победоносной Невской битвы. Скандинавские историки отмечают, что помимо многочисленных военных столкновений с немецкими орденами новгородцы в те годы также активно воевали с «свеями», «мурманями», «сумью» и другими народами, что позволяет сделать вывод о том, что грандиозный статус побед Александра Ярославича был проигнорирован его современниками. В 1255 году Александр Ярославич предпринял военный поход на Новгород с целью вернуть княжеский престол своему сыну Василию, изгнанному из города по решению вече. А спустя два года новгородцы подняли бунт, связанный с тяжестью обложенной дани. Как указано в новгородских летописях, Александр сурово подавил восстание «овому носа урезаша, а иному очи вынемаша».
Перед смертью Александр Невский постригся в монахи под именем АлексийПожалуй, неоспоримым фактом биографии Александра Невского является его постриг в монахи в конце жизни. В 1263 году после очередных переговоров в Золотой Орде князь тяжело заболевает (вероятно, он был отравлен). Находясь между жизнью и смертью, Александр Ярославич стремительно возвращается на родину, где в местечке Городец современной Нижегородской области стрижется в монахи под именем Алексий. В ту же ночь князь умирает. Отметим, что подобное предсмертное деяние было традиционным для византийских правителей, которые во Христе стремились найти вечный покой. Кстати, «православный бог войны», князь Александр Невский фигурирует в исландской саге «О Хаконе Хаконарсоне», написанной во второй половине XIII века. В одном из эпизодов этого произведения рассказывается о прибытии к норвежскому королю послов от конунга Александра из Хольмгарда с целью сосватать сына Невского на норвежской принцессе Кристине. Так, Александр Ярославич, будучи чрезвычайно хитроумным и дальновидным политиком, пытался продолжить тактику династических браков, начатую веком раньше князем Ярославом Мудрым.