За тысячу лет эта традиция успела сменить несколько форм, каждая из которых соответствовала духу своего времени. Какой трофей считался для триумфатора самым важным, что приговаривал на ухо военачальнику специально посаженный в колесницу раб и какие зрелища ждали римских простолюдинов в праздничные дни – читайте в нашем материале.
Изначально триумф был простой процессией вернувшихся домой и празднующих победу солдат римской армии. Самый первый триумф прошел в 740 году до н. э. Устроил его Ромул. Первый римский царь правил городом, больше похожим на деревню. Соседние поселения также не отличались богатством и большим населением. Одним из них была Ценина, с которой и разгорелась война. Накануне сражения с войском царя Акрона Ромул пообещал посвятить свою победу Юпитеру. Римлян ждал успех. Потерпевшие поражение жители Ценины должны были сжечь свою деревню и переселиться в Рим. Так Ромул вернулся на Капитолийский холм не просто с распевающими песни солдатами, а еще и с колонной пленников. На его голову возложили лавровый венок, позже ставший традиционным атрибутом триумфа. Царь сделал подношение Юпитеру — оружие и доспехи убитого Акрона.
Колесницы украшались изображениями сцен из жизни богов
Языческая традиция чествования богов после военной победы не была уникальной. «Ноу-хау» Ромула заключалось в том, что в его торжественной церемонии приняли участие солдаты. При царе Тарквинии Приске появилась традиция въезда триумфатора в Рим на отделанной золотом колеснице. Впереди него шли сенаторы, уважаемые граждане и проявившие особую храбрость военные, а сзади — музыканты. В хвосте процессии тянулись пленные и повозки с добычей.
Пока Рим воевал с соседями в Италии, трофеи войны были скромными. Присваивался скот и оружие неприятеля. Все изменилось, когда легионеры стали частыми гостями в Греции и странах Востока. Оттуда в Вечный город стекались предметы искусства, драгоценные металлы и камни, экзотические животные и т. д.
Иногда триумфаторам приходилось подключать смекалку. Так в 260 году до н. э. консул Гай Дуилий Непот впервые в римской истории одержал победу на море. Традиции праздновать победы флота еще не сложилось. Тогда было решено отпилить тараны с носовых частей кораблей Коринфа и пронести их по улицам города. В 194 году до н. э. триумф вернувшегося из Греции Тита Квинктия Фламиния продолжался целых три дня, так много привез он добычи. Богатства, оказавшиеся в Риме после разгрома Македонии в 168 году до н. э., позволили на десять лет отменить налоги.
Едва ли не главным трофеем считался пленный правитель потерпевшего поражение города или государства. Так побежденный Цезарем кельтский вождь Верцингеториг несколько лет провел в Мамертинской тюрьме. Через пять лет Цезарь наконец отпраздновал свой триумф, после чего Верцингеториг был задушен. Впервые же вражеский царь был убит в 276 году до н. э. Триумфатор Квинт Фабий Гург на глазах изумленной публики отрубил голову правителю самнитов.
Все тот же Тарквиний Приск первым во время триумфа повелел устроить для римских простолюдинов увеселительные игры. Зрелище было устроено в долине Мурсии, позже там появился Большой Цирк. Игры включали в себя скачки и атлетические соревнования. При преемнике Приска Тарквинии Гордом на Капитолийском холме было завершено строительство храма Юпитера. Около него совершались пышные жертвоприношения. Как и прежде, триумф был не просто военным праздником, он считался еще и религиозной церемонией. Шествовавшая по Риму процессия обязательно останавливалась около каждого украшенного цветочными гирляндами алтаря. Также существовала традиция перерезать горла белым быкам.
Долгое время триумф был исключительно царским атрибутом. Однако в эпоху Римской республики праздник победы никуда не исчез. Триумф прочно укрепился в сознании простых жителей в качестве важного символа государственности. Во времена республики решение о праздновании триумфа принимали сенаторы. Полководец-победитель (обязательно главнокомандующий) должен был лично прийти в Сенат и попросить на то разрешения. Тогда же сложился обычай сажать в колесницу триумфатора раба, который нашептывал ему предостережение: memento mori, помни, ты всего лишь человек.
Первая статуя в честь триумфатора установлена в Риме в 338 году до н. э.
Постепенно триумф стал не просто наградой успешного полководца, но и способом политического давления. Триумфатор мог рассчитывать на повсеместную поддержку народа, ему была практически гарантирована победа на выборах. Иногда боявшиеся нарастающего влияния победителя сенаторы отказывали тому в триумфе. Тогда простые солдаты поднимали своего военачальника на щиты и чествовали как «императора». Так появился титул, который позже станет титулом главы всего государства.
Первый триумф Октавиана Августа (еще не императора) ознаменовался тем, что ему было разрешено возвести триумфальную арку. Подобные сооружения появлялись и раньше, однако они были деревянными, теперь же настала очередь камня. На сегодня в Риме сохранилась, к примеру, арка Тита, которая была построена в память о взятии Иерусалима в 70 году. А во II веке появилась колонна Траяна, созданная в честь побед над даками. Празднества после той войны продолжались 123 дня. Траян включил в программу увеселений гладиаторские бои. Это был один из последних триумфов, когда Рим успешно вел наступательную, захватническую войну.
Варварские короли переняли традицию римских триумфов
Во время кризиса III века империю охватил хаос. На власть претендовали многочисленные полководцы, но ни один из них так и не выиграл крупную войну. В 263 году император Галлиен устроил потешный триумф в честь своих иллюзорных побед. Дрессированные слоны играли роль персидских боевых животных, «пленными солдатами» были гладиаторы. Римляне открыто смеялись над этим карнавалом, не забывая при этом пробовать бесплатные угощения.
После распада империи триумфы проводились в византийском Константинополе. В 552 году восточный император Юстиниан отправил в захваченную варварами Италию армию, которую возглавил престарелый армянский полководец Нарсес. Военачальник разгромил остготов и торжественно въехал в Рим. Это был последний великий римский триумф.