Но скорее всего термин «гиксосы» применялся в Древнем Египте для иноземных правителей. Возможно так обозначали иностранные династии, а не этническую группу. По мнению современных учёных, большинство имён правителей гиксосов имеют еврейские корни.
Цари гиксосы в Древнем Египте возвысились примерно в XVIII веке, когда пришлые народы принесли на египетскую землю новые технологии. Среди новшеств были лошади и колесницы, блочный лук и улучшенное металлическое оружие.
Большинство этих иммигрантов заняли земли в восточной части дельты Нила. Они стали доминировать в торговле с народами Западной Азии. Археологи во время раскопок в данном районе обнаружили храм в ханаанском стиле. Также ими были обнаружены захоронения палестинского типа, в которых находились лошади, палестинская керамика, оружие превосходного качества. Найденные при раскопках минойские фрески демонстрировали стилистические параллели с фресками Кносса и Феры.
Самым известным поселением времён гиксосов является Аварис (сейчас это Талль-ад-Даба).
Не понятно, каким образом гиксосы пришли к власти в Египте. 13 и 14 династии фараонов существовали в Нижнем Египте одновременно. Они исчезли примерно в середине XVII века. Возможно к их упадку привёл голод в районе Дельты.
Это открыло путь для гиксосов. 15 династия гиксосов правила на большей части Нижнего Египта и на южной части долины Нила. Её владения доходили до современного Асю.
Конец правлению гиксосов в Египте положил Яхмос. Это случилось примерно в 1521 году до нашей эры.
Некоторые древнеегипетские тексты очерняют гиксосов. Но в Туринском папирусе они обозначены, как законные фараоны. Если судить по внешним признакам, то гиксосы были египетизированы. Они не вмешивались в культуру Египта, ограничиваясь лишь политикой. Археологам удалось провести анализ останков, обнаруженных в Аварисе.
По его результатам стало видно, что люди из Леванта пришли в Древний Египет ещё за несколько столетий до захвата власти. Скорее всего, править они стали в результате восстания иммигрантов, а не войны извне. По анализу зубов выяснилось, что это были иноземцы, похороненные за 350 лет до правления гиксосов. Аварис был международным городом, как считают историки. Древние произведения искусства времён гиксосов показывают людей в ярких одеяниях, которые отличаются от традиционно белой одежды коренных египтян. Имена гиксосов, как уже говорилось выше, были похожи на имена людей из Юго-Западной Азии.
Даже гробницы, обнаруженные в Аварисе, далеки от древнеегипетских погребальных обычаев. Мужчинам в могилу клали большое количество оружия из бронзы. Но в гробницы не клали скарабеев и защитные амулеты, как это делали древние египтяне. Рядом с могилами знатных людей хоронили их коней или ослов. Часто захоронено было по паре копытных животных, чтобы они могли тащить колесницу в загробном мире. Археологи говорят, что такие захоронения были чужеродны для египтян.
Очень много захоронений Авариса содержат останки женщин не египетского происхождения. Часто местные правители женились на иноземках из Западной Азии.
Возможно, таким образом они укрепляли союзы с соседними народами. В Аварис люди иммигрировали с разных мест. Это подтверждает версию, что гиксосы пришли к власти не путём военного вторжения в Египет. Египтологи считают, что произошло путём свержения правящих фараонов во время восстания. Когда же спустя век фараонам удалось снова вернуть власть, они изгнали гиксосов назад в Юго-Восточную Азию. Учёные считают, что это событие положило начало библейской легенды исхода евреев.
О правлении гиксосов почти не сохранилось исторических документов. Одним из самых старых свидетельств, описывающих правителей гиксосов является труд, написанный священником Манефоном. В нём показана история Египта. Позднее труд Манефона переписал Иосиф Флавий. Но это уже было спустя огромное количество времени после правления гиксосов.
В этом фолианте говорится, что захватчики пришли на египетскую землю с северо-востока и захватили северо-восточную дельту Нила. Историки считают, что записи Манефона могли носить пропагандистский характер, написанные в поддержку плана Египта по вторжению в Левант во время Нового царства. Древний историк представил правление гиксосов, как позор, который не должен повториться. Гиксосы, по его словам, не должны больше контролировать земли Египта. «Гиксосы были воплощением дьявола, а египетский фараон Яхмос был спасителем мира».
Таким образом, идентификация неуловимых, окутанных тайной гиксосов очень занимательна. Они не просто поселились в Древнем Египте, а даже смогли основать целую династию гиксоских правителей. Время их власти считается в истории Египта тёмным временем. Историкам так и не удалось установить кем на самом деле были гиксосы: евреями или пришлыми представителями кочевых азиатских народов.