Как африканцы боролись с европейскими колонизаторами
0
1,233
просмотров
Многие, когда начинают говорить об африканском сопротивлении колонизации европейцами, вспоминают только борьбу за власть между белыми и чёрными (европейцами и африканцами). Но это слишком простое мышление, недооценивающее сложность решения проблем, возникших при колониальном правлении.

Когда в 1884–1885 годах прошла Берлинская конференция, то на ней были обговорены правила притязаний на конкретные африканские земли. После этого Британия, Франция, Германия, Италия, Испания, Бельгия, Португалия начали осуществлять делёжку оккупированных территорий. Они стали устанавливать контроль над территорией Африки. Колонизация началась на несколько десятилетий раньше, а территория Анголы была завоёвана несколько столетий назад. Берлинская же конференция сделала колонизацию более упорядоченной и открытой.

Африканское сопротивление стало развиваться в связи с длительным колониальным правлением и экономической эксплуатации Западной Европой стран других континентов. Европейцы действовали по принципу «Разделяй и властвуй». Это правило они применяли на протяжении 400 лет в Северной и Южной Америках, Азии и Африке, а также на островах Тихого океана. Они вели продолжительные войны, оттачивая своё военное мастерство и наращивая мощь. Подобравшись к Африке, чтобы прибрать к рукам природные ресурсы этого континента, они стали вклиниваться в местные общества, приобретая союзников и посредников, помогающих манипулировать местными вождями и свергая неугодных, часто руками самих же африканцев. Поэтому в Африке стало зарождаться сопротивление господству европейцев.

Но сложность состояла в том, что между местными общинами зачастую тоже не было мира. Также не было и общепризнанной африканской идентичности, объединяющей людей и единой религии. На территории нынешней Ганы ещё до колонизации была вражда между Фанте и Асанте. Такие сложные политические отношения жителей Африки повлияли и на характер сопротивления европейцам. Сопротивление происходило не только европейским солдатам, но и африканским. В этом играла немаловажную роль и иерархия, насаженная колонизаторами Западной Европы, на помощь которым приходили местные доверенные лица. Часто перед местным населением стоял выбор между сотрудничеством или борьбой с колонизаторами. Некоторые племена пытались ограничить контроль европейцев, через некоторые дружеские отношения с генералами и главами администраций.

Свободной осталась только Эфиопия, успешно защищающая свои земли от вторжения европейских военных и администраций. В 1896 году эфиопским правителем Менеликом II была одержана блестящая победа над армией итальянцев, которой командовал генерал Орест Баратьери, и их союзников.

Также успешно сопротивлялся вторжению французов Самори Туре, правитель Вассулу в Западной Африке в конце XIX века. Он стал примером борьбы с французской оккупацией. Под его руководством выпускалось огнестрельное оружие и пытался выстраивать дипломатические отношения с французами и британцами. В то время, как Самори теснил французов со своих золотых приисков и торговых путей. Эфиопы яростно сопротивлялись итальянцам, объединившись вокруг Мелика II. В начале XIX века в Алжире таким объединяющим фактором стал ислам. Движение сопротивления французской колонизации возглавил Абд аль-Кадир.

Но в других областях Африки дело обстояло несколько иначе. На эффективность сопротивления влияли бесконечные конфликты местных князьков. Этим успешно воспользовались англичане. В конце XIX века на территории современного Зимбабве проживали враждующие с ндебеле племена. Англичане всячески подогревали их вражду. В результате им удалось получить контроль над территорией ндебеле. Обманным путём был подписан договор Сесилом Родсом с королём  о колонизации, который думал, что соглашение касается только алмазных приисков. Теперь эта территория называется Родезией.

Британцы силой заставили ндебеле покориться. Местное население стало использоваться колонизаторами в качестве слуг. Английские солдаты покушались на честь местных женщин. У крестьян был отобран весь скот. Африканцы говорили, что лучше бы они погибли сражаясь, чем жить в таких условиях. Ндебеле стали сопротивляться колонизаторам. Немало британских солдат полегло во время сражений. Но противостоять пулемёту «максим» было почти невозможно. Но под яростным натиском местного населения британцы вынуждены были отступить.

Но британцы не смирились с таким положением. Они стали заражать оспой местных жителей и настраивать против них соседнее племя Машону. Таким же образом действовали и германцы. Они стравили между собой народ намы и гереро, проживавшие на землях современной Намибии. Но когда немцы установили полный контроль над территорией намы, племя объединилось с прежним своим врагом против колонизаторов. Это было в 1901 году. Вождь намы Витбуи возложил ответственность за пролитую кровь на немцев, развязавших войну. После того, как намы и гереро были завоёваны, германцы начали их нещадно истреблять, поместив их в концентрационные лагеря и морили там голодом. Такие лагеря стали предвестниками фашистских концлагерей. Вождя Витбуи застрелили во время нападения на немецкий эшелон.

Говоря об африканском сопротивлении, нельзя не отметить и восстание женщин игбо в 1929 году, поживавших на юго-востоке современной Нигерии. В это время европейское колониальное господство находилось в форме прагматического насилия.

Сельские женщины были хорошо организованы. У них были свои общинные ассоциации. Они восстали против надвигающегося налога, вводимого местными европейскими властями. Это было единственное массовое восстание нигерийцев до получения ими независимости в 1960 году. Поводом недовольству послужила перепись населения и принадлежащего им скота, проводимая колониальными властями. Протесты охватили весь регион и были жестоко подавлены. В ходе них погибли от британских пуль 50 безоружных женщин. Но это восстание было направлено не против колонизации, а против местных властей. Женщины хотели сохранить свою политическую автономию и сохранение своей культуры. Они пытались вырваться из колониальной сферы влияния, а не свергнуть колонизаторов.

В Сенегале тоже происходила борьба с колониальными администрациями. Шейх Ахмаду Бамба, лидер мусульман, создал Братство Мюридия. Он хотел сохранить возможность местного населения самоорганизовываться без колониального давления. Также шейх защищал и Ислам от европейцев и их культуры. В начале прошлого века Ахмаду попал в изгнание, но сенегальцы стали героизировать его. В конце концов, французское правительство разрешило ему вернуться на родину.

Когда закончилась Вторая мировая война, в колониальных африканских государствах стали появляться политические партии. Некоторые из них стали сотрудничать с европейскими администрациями, а другие не хотели находить компромисс и выступали за независимость. Первой независимость получила Республика Гвинея в 1958 году. Её президентом стал Секу Туре. Но в некоторых странах, например, Кении и Зимбабве, началась партизанская война. Воевали за независимость также Ангола, Мозамбик, Кабо-Верде, Гвинея-Бисау, Намибия. В результате такой кровавой борьбы удалось избавиться от европейского колониального господства.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится