Как раньше европейцы относились к России отражено на географических картах
560
просмотров
Не только в наши дни или во время «холодной войны» Россия представлялась европейцам ужасным чудовищем, что возвышается над Европой и готовится сожрать её или поработить. Давайте посмотрим, как выглядела художественная пропаганда в эпоху, когда, казалось бы, никакой пропаганды ещё не придумали.

Это английское видение Европы в 1854 году, во время Крымской войны. Здесь виден весь набор пропагандистских стереотипов: русский медведь замахивается плёткой на соседние страны, Османская империя изображена в виде беззащитного индюка, британский лев стоит под ружьём в ожидании военной экспедиции; а вот и воинственный галльский петух и окружившие Крым корабли англо-французской эскадры. Интересная деталь — карта показывает границы Польши в момент её максимального расширения от Балтийского до Чёрного моря.

Французская карта 1864 года — проста и прекрасна. Здесь нет места полутонам: прусский спрут тянется к независимым германским государствам, Дании и Франции, вместо Польши стоит могильный камень с русской короной, а над Россией нависает зловещая тень в виде медведя с подписью «тень варварства». По русской границе проходят надписи «расширение», «агрессия», «рабство», «изгнание». В Молдавии и Валахии русские с турками продолжают спорить, чья позиция является более весомой, а весь Кавказ заполонили русские штыки.

А вот так в Британии видели ситуацию 1877 года, как раз во время русско-турецкой войны. Карта особенно интересна тем, что очень точно отражает политические устремления России. Щупальца спрута тянутся к Болгарии, району Трапезунда, северу Персии, а одно уже захватило Среднюю Азию и подбирается к британским владениям в Индии. Маленькая, но немаловажная деталь: Константинополь показан цветом, отличающимся от цвета Османской империи. Именно после появления этой карты Россию стали изображать в виде спрута, в то время как другие европейские страны показывались в виде людей. В пропаганде это называется «дегуманизация противника».

Карта того же года выпуска, но уже в исполнении немецкого карикатуриста. Ужасный «русский мужик», больше напоминающий разбойника, тянет к Европе руки. За ним видны виселицы и тела умирающих от голода людей. Мужик держит бочку с динамитом, которым собирается подорвать мировой порядок. В это время австриец пытается под шумок украсть свинью, символизирующую Сербию, на которую у Габсбургов были давние виды. И лишь старый кайзер Вильгельм I волевым жестом руки останавливает бесчинства «русского злодея».

А эта карта создана в Италии в 1870-х годах. Здесь уровень демонизации России достигает, наверное, предельного значения. Если все страны Европы изображены хоть и комично, но вполне благожелательно, то по равнинам России бегает зловещий бородатый карлик с окровавленным ножом. Он душит цепями Польшу и держит евреев в оковах черты осёдлости. В это же время Германия в лице Вильгельма I тратит золото на вооружение армии, а в Алжире французы воюют с арабами (причём один араб даже шлёпает француза по заднице — намёк на непрекращающиеся восстания в 70-х годах XIX века).

Карта 1877 года была в 1900 году перерисована в соответствии с изменившейся политической картиной мира. Русский спрут отстал от Турции, но зато душит Китай и Польшу и тянется в Центральную Азию. В Европе царит полнейший хаос. Воинственный кайзер Вильгельм готовится ударить в спину беззащитной французской Марианне (символ Французской республики, а также прозвище Франции с 1792 года), в Австро-Венгрии некие весёлые люди с ножами занимаются терроризмом, ослабевшая Турция лежит, опрокинутая навзничь, и лишь британский солдат готов защищать Европу и свою империю, которая в это время ведет тяжёлую войну в Южной Африке.

Ещё одна немецкая карта, отражающая фобию европейцев XIX века: «Нами всеми тайно манипулирует Россия». На картинке русский император Николай II держит на поводке Францию, Германию и Австро-Венгрию, стравливая их между собой под безразличным взглядом английской королевы Виктории. В руке у императора плётка, а за ним стоят пушки, казаки с пиками, ящики с французским золотом и мешки с надписью «французские симпатии». Испания попала в ловушку на Кубе (в это время идёт Испано-американская война за передел колоний). И, как мы уже успели заметить, ничего не меняется в Австрии, где народ увлечён насилием и резнёй.

В 1899 году на комической карте Европы была изображена сцена «рыбалка в мутной воде». На ней Джон Буль — олицетворение Британии — ловит крокодила в водах Северного моря. Это явный намёк на начавшееся военно-морское противостояние Англии и Германии. В это время кайзер Германии Вильгельм II заглядывается на русские земли на востоке. Во Франции идёт непрерывная политическая борьба, которая доходит до того, что противники душат друг друга. В Австро-Венгрии император Франц-Иосиф предводительствует рыдающими балканцами. И лишь русский император Николай II весело пляшет вприсядку, в то время как за его спиной плавают акулы с надписями «Порт-Артур», «Мерв», «Хива», что означает успехи русского колониализма в Азии.

А вот так изображали политическую картину на Востоке, в Японии, аккурат перед Русско-японской войной. Мы видим, как спрут Российской империи протягивает зловещие щупальца в Турцию, Персию, Индию, Тибет и Китай (дотягиваясь как раз до Порт-Артура), и лишь храбрый маленький японец поднимает знамя борьбы против «русской угрозы». Причём все страны Азии сознательно изображены маленькими в сравнении с гигантской Россией. Китай даже раскрывает рот в немом крике (видимо, просит японцев о помощи).

Так выглядел мир в представлениях европейских художников-карикатуристов XIX — начала ХХ веков. Всё очень сильно изменилось после того, как прозвучал гром пушек Первой мировой войны. О том, как карты мира служили военной пропаганде, мы расскажем в следующий раз.

Ваша реакция?