Поэтому, когда очередное поколение крестьян начинало страдать от голода или непосильных налогов, ему не оставалось ничего, кроме как браться за оружие. Такие выступления, как правило, оканчивались разгромом недовольных. Но на фоне остальных крестьянская война в Германии 1524–1525 гг. отличалась широким масштабом восстания. Поэтому она и сегодня интересует историков как наиболее детально задокументированный эпизод своей эпохи.
Причины войны
В начале XVI века в Германии произошло несколько важных изменений, приведших к очередному крестьянскому восстанию. Сельское население стало еще более зависимым от своих господ. Из-за частых войн с соседними странами государство увеличивало размер налогов, бравшихся с крестьян.
Эти причины являются типичными для роста социальной напряженности. Однако в XVI столетии в Германии появилось влиятельное реформистское церковное движение. Его главным вдохновителем стал проповедник Мартин Лютер, по имени которого было названо лютеранство – одно из главных направлений протестантизма. Сторонники реформ выступали за отказ в римско-католической церкви от продажи индульгенций, заработков на пастве и т.д. Протестантизм стал популярен среди обычного сельского населения.
Ересь Реформации
В Средние века крестьянские войны в Германии часто начинались именно из-за появления ересей. Как правило, во главе такого движения становились фанатики или юродивые. Однако протестантизм нашел отклик не только среди бедняков, но и внутри бюргерского населения городов. Несмотря на брожение умов, центральная имперская власть не хотела признавать лютеран, государственные чиновники называли их еретиками и ставили вне закона. Римская церковь была одним из столпов, на которые опиралась власть в Священной Римской империи. Это противоборство рано или поздно должно было разрастись в настоящую войну.
Начало крестьянских выступлений
В то время как росли налоги, поступления которых шли в том числе в казну католической церкви, реформаторские священники путешествовали по немецким городам с проповедью, что церковь должна быть скромнее в своих запросах и ей стоит вернуться к раннехристианской традиции, когда последователи Христа были нищими.
Неизбежная крестьянская война в Германии началась в 1524 году. Первые выступления вспыхнули в окрестностях Нюрнберга. Разъяренные сельские жители вооружились и приняли общий устав, по которому они договорились сделать все свое продовольствие общим и кормить бедных. Также они отказались работать на землях церкви (это была одна из обязанностей, введенных государством). Первые небольшие группы крестьян легко разгонялись, после того как туда прибывала армия. Однако насилие над соседями приводило к тому, что восстание расширялось все больше из-за опрометчивых действий властей.
«Двенадцать статей»
Несколько политических программ, составленных восставшими во время войны, стали пищей для размышлений среди левых политических партий, появившихся в XIX веке. Поэтому «Двенадцать статей» и другие документы той эпохи тщательно изучались и анализировались, в том числе и марксистами. Самыми монументальными исследованиями войны стала книга Вильгельма Циммермана «История крестьянской войны в Германии», а также аналогичный труд Фридриха Энгельса.
«Двенадцать статей» были согласованы восставшими 19 марта 1525 года в городе Меммингене в Швабии. В этом регионе действовало несколько отдельных групп протестантов. Они решили скоординировать свои действия и составить документ, который стал бы их резолюцией к власти.
Требования крестьян
Основой для статей стали многочисленные жалобы сельских жителей на невыносимые условия жизни. Все они были объединены и переформулированы в требования социального характера (снижение налогов и т.д.). Документы крестьянской войны в Германии занимательны тем, что к их созданию приложили руку и протестантские богословы, которые стали авторами статей, касавшихся устройства церкви. Например, требовалось предоставить общине право самой выбирать своего священника. Кроме того, восставшие хотели, чтобы их служители церкви проповедовали только так называемое чистое Евангелие, то есть не отступали от тех тезисов, которые были прописаны в Завете.
Из этого примера видно, что реформация и крестьянская война в Германии были взаимосвязанными явлениями. Религиозные отсылки прослеживаются во всех тезисах, представленных в «Двенадцати статьях». Крестьяне, не нашедшие справедливости в спорах с государственной властью, апеллировали к Библии как к единственному закону для всех христиан.
Черный отряд Флориана Гайера
В то время как священники просвещали крестьян, некоторые рыцари и люди, имевшие военный опыт, становились на сторону восставших и оказывались их полководцами. Одним из таких лидеров стал Флориан Гайер. Это был немецкий рыцарь, который руководил отрядами, действовавшими в Швабии.
Именно благодаря таким людям великая крестьянская война в Германии не только состоялась, но и регулярно подпитывалась финансовыми средствами. Гайер был родом из дворянской семьи и получил немалое наследство. На свои деньги он закупил снаряжение и обучил людей военному искусству. Из них было составлено формирование, получившее название Черный отряд. Он был создан в Ротенбурге в 1525 году. Тогда же отряд под руководством самого Гайера отправился в Швабию, где разорил множество замков феодалов и католических монастырей. Это нанесло серьезный удар по репутации местных князей, которые до сих пор не рассматривали бедняков как серьезную угрозу. Теперь феодалы собрали настоящую армию и отправили ее в сторону Ингольштадта. Именно тогда достигла своего пика крестьянская война в Германии. Кратко говоря, феодалы всерьез перепугались. Именно они могли оказать оперативное сопротивление в провинции, в то время как императору пришлось бы потратить немало времени, чтобы отправить собственные войска из столицы.
Поражение швабских крестьян
Армии швабских князей и Флориана Гайера столкнулись под стенами Ингольштадта в мае 1525 года. Среди крестьян единственным боеспособным формированием стал Черный отряд, однако его было явно недостаточно для того, чтобы противостоять нескольким профессиональным войскам феодалов. Восставшие потерпели поражение, а сам Флориан Гайер погиб через несколько недель, попав в засаду.
Этот рыцарь стал одним из народных героев, которых породила крестьянская война в Германии. Дата его смерти стала днем траура для всех протестантов. Тем не менее, несмотря на разгром швабских ополченцев, много восставших находилось и в других регионах, поэтому продолжалась крестьянская война. Германия еще год была поглощена кровопролитием и расправами. Бунтовщиков казнили без всякой жалости. Кроме государственной измены, они обвинялись в ереси, что еще сильнее усугубляло их положение. Все крестьянские войны в Германии были своеобразной реакцией на недовольство властью.
Томас Мюнцер
К лету центр недовольства переместился в Тюрингию. Крестьянские войны в Германии всегда заканчивались неудачей из-за того, что толпы сельчан некому было возглавить. Разрозненность и несогласованность действий была только на руку карательным имперским отрядам. На этот раз у крестьян были лидеры, которые, как правило, появлялись из среды тех самых реформаторских священников, проповедующих учение Мартина Лютера.
Крестьянскую войну в Германии возглавил один из них – Томас Мюнцер. В конце 1525 года он оказался в Мюльгаузене. Это был имперский город на севере Тюрингии. Именно здесь духовный лидер восставших начал проповедовать свое видение лютеранства. Оно во многом походило на будущие программы коммунистов. Принцип «отобрать и поделить» здесь был реализован со всей тщательностью.
Мюльгаузен становится центром восстания
Вооруженные отряды простого люда захватили монастыри, церкви и другую собственность католической церкви. Кроме того, перед крестьянами капитулировали бюргеры, которые, по сути, встали на их сторону. В городском магистрате появилась новая власть, ее представляли самые обычные жители сел, а не изгнанные аристократы.
Сам Мюнцер не занял какого-то формального поста, но он стал духовным отцом восставших и чуть ли не их патриархом. Его проповеди собирали тысячи сторонников на городских площадях. Основным мотивом в его риторике стала идея, что власть императора, поддержавшая церковь, погрязшую в грехах, являлась антихристианской.
Война в Тюрингии
От речей Мюнцера все больше подпитывалась крестьянская война в Германии. Участники восстания, однако, не были воинами по профессии и чаще всего были плохо вооружены. Это могло вызвать проблемы в будущем. Тем не менее Мюнцер собрал 8-тысячное войско, с которым он отправился на юг, во Франконию, где его ждали новые сторонники.
Германские князья за год также подготовились к войне с крестьянами. Они собрали подготовленную и профессиональную армию, которая весной 1525 года отправилась на перехват Мюнцера, чтобы не дать ему соединиться со сторонниками в южных провинциях. 15 мая войска встретились. Имперские парламентеры, чтобы избежать кровопролития, предложили восставшим выдать Мюнцера. Последовал ожидаемый отказ, после чего поля в окрестностях города Франкенхаузена были залиты кровью 6 тысяч погибших крестьян: они были плохо вооружены и не обучены бою. Из-за этого восставшие становились легкой добычей для кавалерии и латников.
Еще больше крестьян было казнено позже во время облав по всей Тюрингии. Пока шла битва, Мюнцеру удалось бежать, однако он недолго находился на свободе. Его выследили и заковали в цепи. 27 мая 1525 года проповедник был казнен на площади Мюльхаузена, который до этого был центром восстания.
Количество жертв
Всего за два года восстания в разных регионах Священной Римской империи в противостоянии с властью участвовало около 300 тысяч крестьян, не считая небольших отрядов рыцарей, которые переходили на сторону сельчан. Приблизительно каждый третий восставший погиб в бою или был казнен во время реакционных действий государства. Эти цифры говорят о том, что крестьянская война в Германии 1524-1525 гг. была самым крупномасштабным выступлением населения против своего режима в истории Европы вплоть до Великой французской революции.
Последствия
Несмотря на то что выступления были подавлены, а лидеры казнены или изгнаны из страны, последствия еще несколько десятилетий отдавались эхом по империи. Во-первых, это была первая серьезная попытка протестантов отстоять свои интересы и взгляды. Даже после того как крестьяне были разогнаны, лютеранство осталось популярным учением как среди бюргеров, так и среди бедняков. В дальнейшем знамя протестантов перешло к мелким князьям и рыцарям, которые противостояли императору-католику на протяжении следующих десятилетий.
Через 30 лет после крестьянской войны был заключен Аугсбургский религиозный мир, который несколько облегчил положение лютеран. Уже в XVII веке случилась крупномасштабная Тридцатилетняя война, в нее были втянуты почти все европейские страны. После ее завершения протестанты окончательно закрепили за собой право исповедовать свою религию в империи. Крестьянская война в Германии произошла в 1524–1525 гг., когда появившиеся лютеране еще были слишком слабы для того, чтобы одержать победу над центральной властью.