Линия Рэдклиффа: как раздел Британской Индии обернулся массовым голодом и гибелью миллиона человек
0
0
1,031
просмотров
Уинстон Черчилль называл Махатму Ганди «мелким бунтарем» и «полуголым факиром». Утверждал, что независимой Индия не станет и через несколько поколений. Его прогнозы не оправдались: в 1947-м на карте появились доминион Пакистан и Индийский Союз. Во время раздела британской колонии не меньше 14 миллионов человек лишились крова. Дважды Индия и Пакистан воевали за регион Кашмир, который является спорным и сегодня.

«Действовать или умереть»

Для Британской империи Индия была настоящей жемчужиной колониального мира. К концу XIX столетия объем вложений в страну составляет почти 300 миллионов фунтов. Управленцы подпитывают конфликт между индуистами и мусульманами: пробуждение национального самосознания не входит в планы империи. Расстановку сил меняет кровопролитная Первая мировая война. На фронтах гибнут не меньше 60 тысяч индийцев, и империя идет на уступки для своей «жемчужины».

В 1919-м издан Закон о правительстве Индии, передававший власть на местах в руки коренного населения. Этот шаг не способствует мирному сосуществованию туземцев: к управлению допускают индуистов, а вот мусульмане остаются за бортом. Кроме того, местных жителей возмущают унизительные наказания, которые практикуются англичанами. Обычным делом остаются публичные порки; провинившихся бьют столь яростно, что они потом долго не могут передвигаться. Британские генералы докладывают: в разных точках Индии вспыхивают беспорядки, восставшие не жалеют собственных жизней. Демонстрации расстреливают.

Мусульмане в этот напряженный период возвращаются к концепции под названием «Теория двух наций». Она делит Индию на два мира — индуизма и ислама. Они не имеют точек соприкосновения. Идеологи подчеркивают, что дело не только в религиозных отличиях: речь идет о разнице культур, правовых норм, отношении к миру. В одной из работ встречаем: «Два мира относятся к двум различным цивилизациям, в их основе лежат конфликтующие идеи». «Теория двух наций» сводит на нет национальные различия.

Раненые индийские солдаты, 1947 год.

Так рождается концепция независимого, «чистого» в религиозном смысле Пакистана. Ее целиком разделяет амбициозный молодой человек — Мухаммад Али Джинна. Он учится в Великобритании на адвоката и со свойственным ему пылом проникается идеями либерализма. В начале 1900-х Джинна возвращается домой и участвует в деятельности старейшей в Индии Партии конгресса. Политик черпает вдохновение из стихотворений и философских трудов Мухаммада Икбала, «Звезды Востока». Лейтмотив произведений Икбала — исключительность исламского общества. Поэт и философ полагает, что мусульмане не могут сосуществовать в рамках одного государства с представителями других религий. Кроме того, по мнению Икбала, ислам представляет собой полноценную правовую систему, сосуществование двух конфессий в одном государстве приведет к кровопролитию.

Мужчины несут пожилую женщину, 1947 год.

По другую сторону баррикад оказался Махатма Ганди с философией мирных перемен и акциями гражданского неповиновения. В 1935-м у активистов движения за независимость Индии есть весомый повод для радости: теперь здесь учреждены законодательные ассамблеи. Число избирателей увеличивается до 35 миллионов. Провозглашался принцип «провинциальной автономии». Если раньше местные органы власти ведали преимущественно вопросами образования и здравоохранения, то теперь они занимаются и организацией правопорядка. Тем не менее, новый закон об управлении Индией не удовлетворяет активистов. Для них это «рабская конституция». Недовольство местных жителей вызывает тот факт, что выборы проводятся по куриям, сформированным по национальному признаку.

«Черное пятно» в биографии Черчилля

С началом Второй мировой войны Великобритания стремится получить военную поддержку в обмен на уступки для индийского населения. В 1942-м Индийский национальный конгресс требует предоставления стране независимости. Требование отклонено, и правительства 8 провинций уходят в отставку. Теперь они управляют вверенными территориями на основе собственных указов. В августе в стране проходят акции под лозунгом Ганди «Действовать или умереть». Тактика ненасильственного сопротивления массами, очевидно, не принята, потому что в ход идут поджоги, грабежи и бомбы. Британские силы жестоко подавляют восстание, убиты, по разным данным, 70−100 тысяч человек.

Беженцы на пути в Пакистан, 1947 год.

Одним из самых непримиримых врагов независимости Индии стал Уинстон Черчилль: как в молодости, так и на пике своей политической карьеры он убеждает оппонентов в необходимости сохранения колоний, а значит — статуса могущественной империи. Черчиллю принадлежит следующее высказывание: «Расширение статуса Доминиона для Индии невозможно… И мы не должны пытаться измерить путь к достижению статуса Доминиона годами или поколениями. Скорость продвижения зависит только от внутреннего порядка и степени «цивилизованности» индийцев». В отношениях с колониями всегда нужно четко знать, как далеко собираетесь пойти в уступках и где намереваетесь остановиться". Впрочем, аналогичные высказывания относительно «цивилизованности» в 1940-х позволяют себе многие британские политики.

В 1943-м Черчилля упрекают в бездействии из-за голода в Бенгалии (провинция в северо-восточной части Индии). Из-за недоедания здесь погибли до 9 миллионов человек. По мнению историков, частично ответственность за массовый голод могла лежать на Великобритании. Так, из Бенгалии по решению британской администрации вывозят десятки тысяч тонн зерна. В некоторых источниках утверждается, что Уинстон Черчилль настаивал на продолжении экспорта риса Бенгалией, несмотря на катастрофическую ситуацию в регионе (наводнения, уничтожившие значительную часть урожая, и невозможность импорта из-за японской оккупации Бирмы). Позже Лондон оказывает голодающей Бенгалии продовольственную помощь.

Женщины и дети, лишенные крова во время раздела Британской Индии

Резня в Калькутте

В 1946-м противостояние Индийского национального конгресса, боровшегося за независимость страны, и Мусульманской лиги, добивавшейся выделения Пакистана в отдельное государство, достигает своей кульминации. Оно выливается в массовые убийства в Калькутте. 16 августа город делится на два враждебных лагеря. На протяжении трех дней индуисты и мусульмане убивают друг друга. Точное число жертв неизвестно, возможно, речь идет о 4000 человек. Не жалеют ни женщин, ни детей, сотни домов разграблены. Трагические события в индийском городе отчасти служат поводом к разделу британских колониальных владений. В соответствии с планом, предложенным вице-королем Индии, на карте появляются два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. При этом судьба Пенджаба решается раздельным голосованием в Законодательном собрании депутатов от округов, где преобладает мусульманское население, и депутатами от округов, где проживают индийцы. Пенджаб становится «камнем преткновения» для обеих сторон. Восточная Бенгалия и Западный Пенджаб принимают решение о присоединении к Пакистану. Восточный Пенджаб и Западная Бенгалия становятся частью Индийского Союза. Около 3 миллионов человек, в соответствии с переписью, бесследно исчезают в пути.

Беженцы укрывались в госучреждениях и музеях. 1947 год

Британская Индия официально перестает существовать в полночь 15 августа 1947 года. Линию раздела устанавливает британский юрист Сирил Рэдклифф. Стоит отметить, что мужчина не мог похвастаться богатой юридической практикой. Однако в глазах британской администрации у него было неоспоримое преимущество: Сирил не бывал в Индии, следовательно, его отношение к разным группам населения не было предвзятым. «Линия Рэдклиффа» должна была разграничить территории с мусульманским и немусульманским населением. Важнейшие для сикхов территории переходят Пакистану, обстановка накаляется. Накануне 1947 года численность населения Британской Индии составляет около 390 миллионов, после раздела — 330 миллионов. В Западном Пакистане теперь проживает 30 миллионов человек, аналогичное число жителей и в Восточном Пакистане. В пути и на новом месте мигранты сталкиваются с отсутствием еды, медикаментов, одежды, грабежами и насилием. Раздел британской колонии сопровождается жестокими столкновениями мусульман и индусов. В Дели беженцы укрываются в старинной крепости Пурана-Кила и казармах. Если в 1947-м в Дели зарегистрированы 917 тысяч человек, то в 1951-м в горожан уже почти два миллиона.

15 августа 1947 года Британская Индия разделена на два доминиона

Во время раздела Британской Индии женщины сталкиваются с волной насилия. Правительство Пакистана оценивает число пострадавших девочек, девушек и женщин в 50 тысяч, правительство Индии — в 33 тысячи. Общее число пострадавших, по разным оценкам, достигает 100 тысяч. От 12 до 14 миллионов человек становятся бездомными.

Неопределенный статус Кашмира — области на северо-западе полуострова — делает мирные отношения двух доминионов невозможными. Кашмир в 1947 году объявляет о своей независимости. После этого заявления сюда маршируют сначала пакистанские, затем индийские войска. Начинается война за Кашмир, она сопровождается грабежами и убийствами местных жителей. В ходе военных действий Пакистан теряет 4000 солдат, Индия — 1000. Вооруженный конфликт прекращается в 1949 году. Большая часть Кашмира переходит в состав Индии. Еще один спорный вопрос — использование водных ресурсов. В 1948-м правитель Восточного Пенджаба перекрывает снабжение каналов, частично располагающихся на территории Пакистана. Эту проблему удается решить, не прибегая к оружию.

Семья отдыхает после долгой дороги, 1947 год.

Индия отказывается от статуса доминиона в 1950 году, Пакистан — спустя 6 лет. В 1965-м начинается Вторая кашмирская война, ее жертвами становятся около 7 тысяч человек. Новый виток конфликта датирован 26 марта 1971 года, когда объявил о своей независимости Бангладеш. В 1984-м начинается конфликт на леднике Сиачен, расположенном у границ Индии, Пакистана и Китая. Контроль над ним означает контроль над торговыми путями из Китая в Пакистан. Военные силы обеих сторон остаются на Сиачене и сегодня. Границы в Кашмире не установлены и сегодня, область остается «взрывоопасной». Так, в 2014-м году 600 жителей области были арестованы по подозрению в сепаратизме.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится