Немного истории
Чтобы понять значение музыки для средневекового общества нужно для начала окунуться в образовательный процесс эпохи. Ведь музыка — одно из искусств квадривиума, высшее средство познания и обучения. Но не всё так однозначно: понятие музыки в Средние века тесно соседствовало с термином «гармония». А гармония, как известно, далеко не всегда относилась только к музыкальным произведениям.
Создателем двухступенчатой системы образования (тривиум и квадривиум) в раннесредневековой Европе был придворный учёный остготского короля Теодориха Великого, «последний римлянин» Северин Боэций. Считается, что именно в VI веке появляются первые сведения о «новой музыке». Постепенно варварские королевства в Европе усиленно заимствуют культурные особенности прошлой эпохи. Конечно же, главным центром развития искусств и наук в VI-VII веках была Византия.
Арабские завоевания VIII века оказали серьёзное влияние на музыку в будущем. Тесные контакты с арабо-мусульманским миром в итоге дали толчок развитию средневековой музыки: появились свирели и волынки, были найдены древние рукописи, в которых содержалась информация об опыте и музыкальной теории предыдущих эпох. При дворе сицилийских норманнов частыми гостями были музыканты неевропейского происхождения.
В основе своей — средневековая музыка была одноголосой. Об этом нам говорит огромный пласт литургических произведений. «Официальная» культура (церковная, конечно же) так или иначе сталкивалась с фольклорными мотивами, оказывала им сильное сопротивление.
В конце XI века происходит всплеск интереса к музыкальной культуре. Это связано и с важными открытиями в этой сфере. В XI веке появляется некое подобие нотной грамоты: Гвидо из Ареццо создал новый тип манускриптов, на которых можно было размещать ноты по гамме. Ранее музыканты пользовались лишь специальными знаками (невмами), которые показывали движение мелодии вниз или вверх.
Не зря в начале XII века Жан Коттон, автор трактата «De musica» считал, что современные ему музыканты более мудрые и чуткие люди. Миннезингеры и трубадуры тонко чувствовали дух времени. К тому же ассортимент инструментов значительно расширился: виеллы, рожки, флейты, барабаны и даже псалетриумы с 32 струнами использовались умельцами. Высокое Средневековье ознаменовало переход от церковной музыки в сторону светской.
XIII и XIV столетия стали периодом расцвета творчества вагантов и трубадуров. Именно в это время появляется основная масса произведений, информация о которых дошла до наших дней. Благодаря кропотливому труду исследователей и бережному хранению рукописей в собраниях европейских библиотек, меломаны могут познакомится с берлинскими, иенскими, лохамерскими и гейдельбергскими книгами песен.
Что это были за композиции и о чём в них пелось? Представим небольшой перечень композиций.
Горячий топ хитов
Ai Vis Lo Lop («Я видел волка») — народная песенка на окситанском языке, датируемая XIII столетием. Она повествует о чудесной истории и непростой крестьянской доле. Человек увидел, как на опушке леса пляшут бранль (старофранцузский танец, хоровод с быстрыми движениями) волк, лиса и заяц. Далее герой повествует о своей трудной судьбе: не разгибаясь, он трудился целый год и ни гроша не заработал, но тем не менее с горя всё же напился в таверне.
Песня перекочевала в современную культуру: французские ребятишки в детских садах распевают её в костюмах на праздниках, а ряд фолк и рок-коллективов исполняют её на концертах. Пальма первенства в этом вопросе принадлежит, пожалуй, немецкой фолк-метал группе In Extremo.
Palästinalied («Палестинская песня» или «Песня крестоносцев») — произведение немецкого поэта и композитора Вальтера фон дер Фогельвайдера, написанное в начале XIII века. Причиной создания текста послужил отменённый в 1217 году крестовый поход в Святую землю. Песня, в целом, носит скорее пропагандистский характер. Автор воздаёт хвалу Палестине за её красоту и особую роль в истории христианства. В тексте также присутствует негатив по отношению к неверным и подчёркивается исключительное право христиан на эту территорию.
Herr Mannelig — пожалуй, самая известная средневековая скандинавская баллада. Время её создания точно неизвестно: рубеж XII-XIII века. Песня была записана шведскими фольклористами в конце XIX века. Трогательная история о сказочной троллихе и её любви к молодому рыцарю. По легенде она могла стать человеком только в том случае, если бы рыцарь ответил ей взаимностью. Она предлагала массу даров взамен на его согласие. Но, как набожный христианин, господин Маннелиг видел в этих жестах происки дьявола. Троллиха не носила святого распятья на груди: рыцарь был этим недоволен и проклял её.
Villeman Og Magnhild — старинная норвежская народная песня, в основе которой лежит эпический сюжет. Герой песни Виллеман идёт к самой красивой липе чтобы поиграть на арфе. Его мастерство в игре на золотой арфе помогло освободить девушку Магнхилд из рук озёрного тролля. В песне присутствует масса отсылок к языческому прошлому скандинавов.