Катастрофа бронзового века
В XII веке до н. э. произошла так называемая катастрофа бронзового века. Многие античные цивилизации рухнули. В прошлом осталась микенская культура, центром которой были Эгейские острова. Снизилась грамотность, угасли прежние торговые пути. В этих обстоятельствах народы моря двинулись на юг и стали представлять для Египта серьезную опасность.
Орды, которые покинули сумрачный север, превращали в руины все, что попадалось на их пути. Великолепие и богатство античных городов привлекали мародеров и варваров. Порядок сменился хаосом, нужда и обнищание пришли на место изобилия. Общее брожение, вызванное миграционными волнами, привело к знаменитой Троянской войне. Ее события до сих пор известны по полумифологическим и полуреальным источникам. Если, например, народы Балтийского моря и другие жители тогдашней Европы нам практически неизвестны, то о египтянах и их соседях по Средиземноморью мы можем судить по богатому историческому материалу.
Приближение чужестранцев
Смертельный удар народами моря был нанесен Хеттскому царству, существовавшему в Анатолии. Первое, что сделали пришельцы – перерезали северо-западные торговые пути. Они двигались вниз по эгейским берегам на юг вдоль средиземноморского побережья. По пути было сметено еще одно древнее царство, долго враждовавшее с хеттами, – Арцава. Его столицей был нынешний Эфес. Затем пала Киликия. Египет был все ближе. Орды иноземцев шли туда, где море. Мало народа Кипра пережило нашествие. После него на острове прекратилась добыча медной руды. Катастрофа бронзового века вообще характеризовалась уничтожением любой инфраструктуры. То же самое случилось с Северной Сирией – она была разорена.
После этого оказалась перерезанной еще одна важная экономическая артерия хеттов. Их древняя столица Хаттус, ослабленная изоляцией, не смогла отразить несколько нападений вездесущих народов моря. Вскоре город был сожжен дотла. Его руины археологи обнаружили только в начале XX века. До того момента когда-то процветающая столица на протяжении многих столетий была предана забвению.
Империя хеттов являлась ведущей державой Ближнего Востока на протяжении 250 лет. Она долго и много воевала с Египтом. Один из дипломатических договоров двух стран стал самым древним обнаруженным документом этого типа в истории человечества. Однако ни сила, ни авторитет хеттов не смогли ничего противопоставить неизвестным варварам.
Тем временем в Египте
Всего через несколько лет после Троянской войны и падения хеттской державы на рубеже XIII-XII вв. до н. э. египтяне впервые столкнулись со своими новыми противниками, которыми оказались народы моря. Кто они для жителей долины Нила? Незнакомые орды. Египтяне плохо представляли себе чужаков.
В то время фараоном был Рамзес III. Исследователи считают его последним великим египетским правителем императорской эпохи до прихода туда войск Александра Македонского и эллинизации страны. Рамзес принадлежал к двадцатой династии. Она точно так же, как восемнадцатая и девятнадцатая, пережила свой упадок и апогей. На рубеж XIII-XII вв. до н. э. пришелся ее расцвет. Рамзес начал царствовать приблизительно в 1185 г. до н. э. Главным событием его правления стало нашествие народов моря.
Во все античные времена Египет считался заветной целью любых завоевателей. Эту страну пытались покорить перс Камбиз, ассириец Ассурбанипал, Александр Македонский, римлянин Помпей. Позже туда вторгался осман Селим и француз Наполеон. Рвались в Египет и народы моря. Бронзовый век приближался к концу, и прежде чем перейти к железу, Средиземноморью пришлось пережить немало потрясений. Война египтян с северными чужаками, подгоняемыми победным пылом, была одним из них.
Свидетельства войны
Древняя история народов моря известна нам благодаря многочисленными высеченным в камне иллюстрациям и историческим текстам, сохранившимся до XX века в египетских храмах и гробницах, когда их расшифровали современные археологи и лингвисты. Эти источники повествуют о великой войне и конечной победе Рамзеса III. А вот свидетельств о кровопролитии на Ближнем Востоке или в Греции почти не сохранилось. Только по косвенным данным ученые сделали вывод, что народы моря уничтожили не только микенскую культуру, но еще и Хеттскую империю, а также множество других мелких царств.
Самое удивительное, что там, где прошли странствующие завоеватели, жизнь как будто бы вовсе исчезла. Например, о Греции и Крите нет никаких данных в период 1200-750 гг. до н. э. После падения Трои история этих земель была вычеркнута из всех свидетельств на несколько столетий. Историки назвали их «темными веками». Этот период стал ступенькой перехода от древности к классической античности, когда Эллада вступила в свой культурный и политический зенит.
Победа египтян
В войне северян против Египта важна была не только армия, но и корабли народов моря. Сухопутные силы завоевателей стояли лагерем в Акко. Флот должен был направиться в дельту Нила. Рамзес также готовился к войне. Он укрепил восточные границы, где построил несколько новых крепостей. Египетский флот был распределен по северным гаваням и ждал неприятеля. В устье Нила возвели «башни» – необычные инженерные сооружения, подобных которым еще не знала античная эпоха.
Народы моря возлагали на свой флот большие надежды. Сперва они планировали, что корабли пройдут по Пелусианскому устью. Однако, поняв его неприступность, захватчики направились в другую сторону. Своей окончательной целью они выбрали другое, Мендусское устье. Суда прорвались через египетский заслон. Высадившийся на берегу трехтысячный десант захватил крепость, располагавшуюся в дельте Нила. Вскоре туда подоспела египетская конница. Завязался жаркий бой.
Нашествие народов моря на Египет изображено на нескольких барельефах эпохи Рамзеса III. Противники египтян в морском сражении изображены на них в коронообразных тиарах и рогатых шлемах. Один из барельефов показывает, как в обозе войска народов моря были повозки, заполненные наложницами. Женщинам крайне не повезло оказаться в самой гуще войны. На изображении они поднимают руки, молят о пощаде, а одна из девушек даже пытается бежать, но падает.
Захватив первую крепость, интервенты не смогли развить свой успех. Между их лидерами возникли споры о стратегии. Одни хотели идти на Мемфис, другие ждали подкреплений. Меж тем Рамзес не терял времени и с восточных границ двинулся наперерез неприятелям. Он настиг противников и разбил их. Чужеземцам не повезло еще и в том смысле, что они захватили крепость на берегу Нила накануне разлива реки. Из-за организованного отпора и разлада в собственных рядах потерпели поражение народы моря. Доспехи и оружие не помогли им. Рамзес III подтвердил свой статус великого монарха и до конца жизни уверенно правил страной.
Конечно, загадочные северяне не исчезли. Не сумев преодолеть египетскую границу, они осели в Палестине. Некоторые из них присоединились к ливийцам, жившим к западу от страны фараонов. Эти соседи вместе с авантюристами народов моря также беспокоили Египет. Через несколько лет после сражения в дельте они захватили крепость Хачо. Рамзес и на этот раз повел армию отражать очередное нашествие. Ливийцы и их союзники - выходцы из народов моря - потерпели поражение и потеряли убитыми около двух тысяч человек.
Версия о греках
Плохо изученная история народов моря до сих пор привлекает исследователей и историков. Это был сложный конгломерат племен и о его точном составе продолжаются споры и дискуссии. Египетские барельефы, на которых изображены эти чужестранцы, находятся в погребальном храме Рамзеса III. Он называется Мединет-Абу. Захватчики на его рисунках внешне очень напоминают греков. Есть еще несколько аргументов в пользу того, что непрошенные гости, пытавшиеся ворваться в Египет, были эллинами. Например, сам Рамзес называл их не только народами моря, но и народами островов. Это может свидетельствовать о том, что интервенты приплыли с Эгейских островов, Крита или Кипра.
Против греческой версии выступает тот факт, что народ, живущий между двумя морями, у египтян изображен безбородым. Это противоречит знаниям историков об эллинах. Древнегреческие мужчины отращивали длинные бороды вплоть до IV в. до н. э. Об этом свидетельствуют в том числе и изображения на микенских вазах того периода.
Шекелеш
Теория о греках в войске народов моря спорна. Но есть этнические группы, в которых уверены все историки. Одна из них – шекелеш. Этот народ описывается во множестве источников Древнего Египта периода Нового царства. Упоминания о нем есть в таких важных местах, как Карнакский храм и Атрибис. Впервые эти надписи на стенах появились еще при предшественнике Рамзеса III Мернептахе, правившем в 1213-1203 гг. до н. э.
Шекелеш были союзниками ливийских князей. На египетских барельефах они изображены в панцирях с копьями, мечами, дротиками и круглыми щитами. Шекелеш приплыли в Египет на парусниках с изображениями птичьих голов на носовой части и корме. В XI в. до н. э. они вместе с филистимлянами обосновались в Палестине. Шекелеш упоминаются в «Путешествии Уну-Амона» – иератическом папирусе XXI династии. Сейчас этот артефакт принадлежит Московскому Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Шекелеш промышляли пиратством. В Палестине они захватили Кармальское побережье – узкую прибрежную полосу между горным массивом Кармель и Средиземным морем, а также равнину Шарон.
Шерданы
Шерданы – важная часть того конгломерата, который образовали народы моря. Кто они? Как и шекелеш, эти мореплаватели были грозными пиратами. Многие историки считают их предками современных сардинцев. По другой версии этот народ моря был родственен дарданам – жителям Трои и всей северо-западной Анатолии.
Столицей шерданов считался палестинский город Ахват, который, помимо всего прочего, упоминался в «Книге Судей Израилевых». Первые сведения о них относятся к дипломатическим глиняным табличкам, принадлежащим важному для египтологов Тель-Эль-Амарнскому архиву. Этот народ, живущий между двумя морями, упоминается Риб-Адди – правителем города Библоса.
Шерданы зарекомендовали себя не только как морские разбойники, но и как надежные наемники. Они стали появляться в египетской армии во времена XVIII династии. Рамзес II разбил этих чужестранцев, после чего они еще больше стали поступать на службу к фараонам. Наемники сражались плечом к плечу с египтянами во время их последующих военных кампаний в Палестине и Сирии. При Рамзесе III шерданы были "расколоты". Во время самой главной войны египтян против народов моря часть из них сражалась на стороне фараона, часть – против него. Классический шерданский меч – длинный и прямой. Жители Нильской долины использовали серповидные клинки.
Тевкры
В древней Трое жили не только дарданы и шерданы. Их соседями были тевкры – еще один народ моря. Они не были греками, хотя их знать владела греческим языком. Тевкры, как и другие народы моря в истории Египта, не принадлежали к индоевропейской группе народов, позже занявших доминирующее положение в Средиземноморье. Хотя это известно в точности, более подробный этногенез так и не выяснен.
По одной из неподтвержденных версий, тевкры родственны этрускам из Италии (интересно, что античные авторы считали прародиной этрусков именно Малую Азию). Другая теория связывает тевкров с мисийцами. Столицей племени был город Дор, расположенный в Палестине на берегу Средиземного моря на территории современного Израиля. За XII век до н. э. тевкры развили это крохотное поселение в крупный и богатый порт. Город был разрушен финикийцами. Известно только одно имя правителя тевкров. Это был Бедер. Информация о нем содержится во все том же «Путешествии Уну-Амона».
Филистимляне
Происхождение филистимлян в точности неизвестно. Прародиной этого народа моря, осевшего в Палестине, может быть Греция или Западная Малая Азия. В Библии ею называется Крит. В храме Рамзеса III филистимляне изображены в эгейской одежде и шлемах, украшенных перьями. Аналогичные рисунки эпохи поздней бронзы найдены на Кипре. Боевые колесницы филистимлян не выделялись ничем примечательным, а вот корабли отличались необычной формой. Уникальной у них была еще и керамика, а также антропоидные саркофаги.
Первоначальный язык филистимлян историкам неизвестен. С приходом в Израиль этот народ моря принял диалект Ханаана (западной части Плодородного полумесяца). Даже филистимские божества остались в хрониках под семитскими именами.
Почти все народы моря в истории древнего Египта так и остались малоизученными из-за недостатка источников. Исключением в этом правиле остаются филистимляне. Во-первых, они отличались многочисленностью благодаря чему в античную эпоху ассимилировали сразу несколько малых народов. Во-вторых, о филистимлянах есть множество свидетельств (особенно выделяется Библия). У них не было централизованного государства. Вместо него в Палестине существовало 5 городов-полисов. Все они (Ашдод, Ашкелон, Газа, Гати), кроме Экрона, были филистимлянами завоеваны. Об этом свидетельствуют археологические слои, не принадлежащие к их культуре. Полисы управлялись старейшинами, составлявшими совет. Библейская победа Давида над филистимлянами положила конец этому порядку.
Народы, живущие на море, постепенно исчезли. Даже египтяне после смерти Рамзеса III вступили в период длительного убытка. Филистимляне же, наоборот, продолжали жить в благополучии и довольствии. Как уже говорилось выше, после катастрофы бронзового века человечество постепенно освоило железо. Филистимляне сделали это одними из первых. Обладание уникальными технологиями и секретами выплавки железных кинжалов, мечей, серпов и элементов плуга сделало их на долгое время неуязвимыми для противников, застрявших в бронзовом веке. Армия этого народа состояла из трех костяков: тяжеловооруженной пехоты, лучников и боевых колесниц.
Поначалу культура филистимлян носила в себе некоторые крито-микенские черты, так как те поддерживали стабильные контакты с Грецией. Ярко эта взаимосвязь прослеживается на стиле керамики. Родственность начинает угасать приблизительно после 1150 года до н. э. Именно тогда керамика филистимлян приобретает первые отличные от микенской традиции черты. Любимым напитком филистимлян было пиво. На раскопках археологи нашли множество характерных кувшинов, особенность которых заключается в фильтре для шелухи ячменя. Спустя 200 лет после переселения в Палестину филистимляне окончательно теряют связь с греческим прошлым. В их культуре становилось все больше местных семитских и египетских особенностей.
Конец народов моря
После поражения в войне против Рамзеса III народы моря осели в Палестине и полностью подчинили себе южное побережье Ханаана. В середине XII в. до н. э. были завоеваны крупные города Лахиш, Мегиддо, Гезер, Бетель. Под контроль филистимлян попала долина Иордана и Нижняя Галилея. Города сначала разрушались, а затем отстраивались на свой лад – так было легче установить власть на новом месте.
В XI веке до н. э. ключевым центром Филистии стал Ашдод. Он постоянно расширялся и укреплялся. Торговля с Египтом и другими соседями приносила большую прибыль. Филистимлянам удалось закрепиться в стратегически важном регионе, где пересекалось множество купеческих путей. В Ашдоде появилась Тель-Мор – крепость, вокруг которой вырос порт.
Главным противником филистимлян, кроме египтян, были евреи. Их конфликт продолжался несколько столетий. В 1066 г. до н. э. произошла битва при Авен-Езере, во время которой филистимляне захватили Ковчег Завета (главную реликвию израильтян). Артефакт был перенесен в храм Дагона. Это божество народа моря изображалось в виде полурыбы-получеловека (оно покровительствовало земледелию и рыболовству). Эпизод с Ковчегом фигурирует в Библии. В ней рассказывается, что филистимляне были наказаны Господом за свой проступок. В их стране началась загадочная болезнь – люди покрывались язвами. По совету жрецов народ моря избавился от Ковчега. Во время другого конфликта с израильтянами в 770 г. до н. э. царь Иудеи Азария объявил войну филистимлянам. Он взял приступом Ашдод и уничтожил его укрепления.
Филистимляне постепенно теряли территории, хотя сохраняли свою культуру и самобытность. Самый страшный удар по этому народу был нанесен ассирийцами, захватившими Палестину в VII в. до н. э. Окончательно он исчез во времена Александра Македонского. Этот великий полководец подчинил не только Палестину, но и сам Египет. В результате и жители Нильской долины, и народы моря подверглись значительной эллинизации и потеряли свои уникальные национальные черты, которые были им свойственны во время достопомятной войны Рамзеса III с северными чужестранцами.