Личное дело
Родился будущий живописец на Полтавщине в 1846 году в семье высокообразованного шляхтича, отставного генерал-майора. Имел Николай двоих братьев и сестру, которая в будущем и станет матерью известного революционера Бориса Савенкова.
И безусловно, судьба старшего сына Николая была предрешена его отцом еще с детства, мечтавшем о том, что тот, как и он, дослужится до чина генерала. Девятилетним мальчуганом Коля был зачислен в Полтавский кадетский корпус, где наряду с военными занятиями курсантам давали уроки рисования, к чему у будущего художника был особый дар.
Затем в жизни Николая Ярошенко было Петербургское военное артиллерийское училище и вечерние рисовальные классы при Академии художеств, где преподавал Иван Крамской. Великая сила характера заставила Николая работать с большой самоотдачей. С одной стороны он все свое свободное время посвящал живописи, милой его сердцу, а с другой - усердно служил, не позволяя себе лишить отца мечты, видевшем в нем кадрового военного.
К двадцати пяти годам Ярошенко был уже сложившимся художником, со своим видением мира и выработанным почерком. Из под его кисти вышли первые мастерски выполненные портреты "Старик с табакеркой", "Крестьянин", "Старый еврей", "Украинка".
Любовь на всю жизнь
После окончания вечерних классов Императорской Академии искусств 28-летний Николай Ярошенко женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. Это была пара чрезвычайной красоты - физической и духовной. И так как собственных детей, к сожалению, у супругов не было, они воспитали приемную дочь - Надежду.
Творческий путь
Через год, в 1875 году, состоялся дебют Ярошенко на Четвертой Передвижной выставке, где он представил полотно «Невский проспект ночью», на котором изобразил дождливую ночь и две женщины, съежившихся на пороге богатого дома, их судьба-злодейка выгнала на панель. (К сожалению это полотно было уничтожено во время Второй мировой войны).
И уже совсем скоро он становится членом Товарищества передвижников, и почти сразу же избирается коллегами в правление, где вместе с Иваном Крамским были ведущими представителями движения. Крамского соратники называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».
«Ярошенковские субботы»
В петербургской квартире Николая Александровича проходили знаменитые "Ярошенковские субботы", которые были своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции. Постоянными посетителями здесь были знаменитые писатели - Гаршин, Успенский, Короленко, художники - Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, легендарные ученые нобелевские лауреаты - Менделеев и Павлов. Гостил у Николая Александровича и Лев Толстой, который считал художника своим близким другом. И когда семья Ярошенко жила уже в Кисловодске, именно к ним и хотел "сбежать" русский писатель из своей Ясной поляны.
Ярошенко до отставки, нередко бывая на Северном Кавказе, привозил "фантастические" пейзажи вызывающие у столичной публики фурор. По тем временам Северный Кавказ для большинства жителей России был краем далеким и неизведанным. Поэтому, на экспозиции картины «Шат-гора (Эльбрус)», публика посчитала изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией и вымыслом мастера.
Работал Николай Ярошенко в различных жанрах от пейзажа и натюрморта до портрета и жанровых сцен. Но наиболее его творчество проявилось в создании исторических образов выдающихся людей второй половины 19 века, современников мастера. По характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом, умевшим показать всю глубину человеческой души. Со слов жены живописца М.П. Ярошенко: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».
Серия портретов Николая Ярошенко
Жанровые работы художника
Удивительное по своей сути полотно "Всюду жизнь", написанное в 1888 году стало венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке. Оригинальная композиция этого произведения представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы. Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.
Последние годы жизни
Более двадцати лет Николай Ярошенко прослужил на патронно-минном заводе Петербурга в качестве военного инженера, и незадолго до отставки ему был пожалован чин генерал-майора, об этом так мечтал когда-то отец художника. Уволившись в запас по состоянию здоровья, они с женой уехали в Кисловодск на ранее приобретенную дачу.
Атмосферу дружеских петербургских вечеров Николай Александрович с женой возобновили и в Кисловодске. На лето к ним съезжались близкие друзья, а так же постоянными гостями в их доме были знаменитые художники, артисты и ученые, отдыхавшие в Кисловодске летом. Организовывались огромные пикники, походы в горы и различные массовые поездки с посещением достопримечательных мест Кавказа. И отовсюду художник привозил много этюдов и зарисовок.
А в конце жизни, невзирая на туберкулез трахеи, Ярошенко отправляется в путешествие по России и миру. Он посетит Поволжье, Италию, Сирию, Палестину, Египет. Из этих странствий мастер привезет немало картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.
Ярошенко не стало в 52 года. Умер художник от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более десяти километров с горы Большое седло, где писал с натуры очередной этюд. Там же, в Кисловодске, художника-генерала похоронили, и там был открыт художественный музей Николая Александровича.
Вдова художника, пережившая мужа на семнадцать лет, завещала после своей смерти передать большую часть работ мужа в дар его родному городу Полтаве. Они то и составили основу Полтавской картинной галереи, которой позже присвоят имя художника.