Обнажалась ли Годива на благо своего народа?
0
0
3,957
просмотров
История о том, как самоотверженная и благочестивая дама проехала голышом на лошади по улицам Ковентри в обмен на обещание мужа, что тот снизит непомерные для населения налоги, входит в число самых известных и красивых британских мифов. Леди Годива, жена графа Леофрика, — вполне реальное историческое лицо, однако ее обнаженное путешествие верхом, скорее всего, выдумка. Откуда растут ноги повествования о Годиве, и кем была реальная графиня, а также, так ли алчен был ее супруг?

Легенда гласит, что Годива, красавица-супруга Леофрика, графа Мерсии, радела всей душой за благосостояние своего народа (ей принадлежали, в числе прочего, земли Ковентри) и была им любима. В то же время Леофрик, доверенное лицо короля Кнуда Великого (датского завоевателя Англии), популярностью у населения не пользовался. Тот якобы обложил подданных огромным налогом, который шел на содержание дружины короля. Годива на протяжении долгого времени умоляла мужа снять это бремя, но тот отказывался. Наконец однажды, будучи в состоянии подпития, Леофрик пообещал, что отменит налог, если его супруга проедет голой на лошади по улицам Ковентри. Он был убежден, что набожная и благочестивая Годива никогда не отважится на такой «подвиг». Но Леофрик ошибался: леди приняла условия. Согласно мифу, легендарная поездка состоялась в июле 1040 года. Годива и правда проехала обнаженной верхом на лошади по Ковентри, прикрываясь только своей длинной шевелюрой, после чего потрясенный Леофрик отменил безбожные налоги.

Годиве на момент ее «подвига» должно было быть около 60 лет

Более поздняя версия легенды обросла новыми подробностями: перед тем, как совершить поездку, Годива якобы приказала жителям города в назначенный день закрыть ставни и двери и не показываться на улице. Все, для того, чтобы соблюсти приличия и сохранить достоинство. Горожане, которым была известна благородная цель леди, беспрекословно повиновались, так что голую Годиву никто не должен был лицезреть. Однако, согласно последующим интерпретациям, один житель Ковентри все-таки нарушил указ: это был паренек по имени Том. Он решил подглядывать за нагой графиней, но ослеп, как только посмотрел на нее. Таким было наказание, судя по всему, божественного свойства.

Полотно Эдмунда Лейтона: леди Годива принимает решение

Настоящая Годива родилась, вероятно, ближе к концу 10-го века (около 980 года), однако точная дата неизвестна. Умерла она, предположительно, между 1066 и 1086 гг. Годива была девушкой благородных кровей, и вышла замуж за Леофрика, одного из самых влиятельных мужей королевства, будучи уже совсем не молодой по тем меркам — в 1016 году. Годиве на тот момент, было, скорее всего, за 30. Леофрик, чья приблизительная дата рождения — 968-й год, в 1016-м был также не первой свежести. Существует предположение, что для Годивы это был не первый брак и она, возможно, овдовела, после чего смогла выбрать второго мужа самостоятельно. До замужества Годива владела собственными землями — это право для женщин существовало в Саксонской Англии и было упразднено после нормандского завоевания. Леофрик же властвовал над всей Мерсией, куда входили Чешир, Глостершир, Херефордшир, Оксфордшир, Стаффордшир и другие графства. После свадьбы их наделы были объединены.

Первая легенда появилась через 100 лет после смерти Годивы

Впервые история о необычном подвиге Годивы встречается в хронике монаха Роджера Вендровера от 1188 года, то есть через столетие после смерти реального персонажа. В более ранних записях графиня упоминается как уважаемая и набожная женщина, где-то говорится о ее красоте, но нет ни слова о поездке голышом. Это служит, вероятно, самым значительным доказательством того, что такого события никогда не было. В противном случае, летописи просто не могли умолчать о настолько шокирующем и экстраординарном поступке жены одного из самых могущественных людей Англии. Более того, если описываемые события имели место в 1040-м году, Годиве на тот момент должно было исполниться лет 60, так что если на лошади кто-то и ехал, то точно не молодая девушка.

Дом англосаксонской эпохи

Согласно документам, Леофрик и его супруга вкладывали значительные средства в развитие своих территорий. Так, они построили в Ковентри бенедиктинский монастырь на месте разрушенной в 1016-м году датчанами обители, что позволило крошечному городку со временем превратиться в один из крупных клерикальных центров. Леофрик передал церкви 24 деревни во владение, а Годива жертвовала крупные суммы и украшения. После смерти графа захоронили в том самом возведенном на его деньги монастыре, место упокоения праха Годивы находится, предположительно, там же.

Легенда о Годиве может быть интерпретацией обряда в честь богини Годы

В середине 11 века Ковентри был скорее скромной аграрной деревушкой, на территории которой, согласно данным того периода, проживало всего лишь 69 семей. Если и предположить, что поездка Годивы действительно состоялась, то она была бы невероятно короткой. Ковентри представлял собой поселение с одноэтажными домишками, в окрестностях которого не было никакого замка, так что знатной семье было бы негде остановиться даже на ночлег — все это ставит историю под сомнение. Ковентри из легенды о Годиве выглядит вполне развитым средневековым городом со зданиями в несколько этажей, мощеными дорогами и центральным рынком.

Некоторые историки считают, что корни легенды могут расти из фольклора. Это, в своем роде, переосмысление ритуалов племен англов-мерсийцев. Те поклонялись Годе, которую считали богиней плодородия. По традиции, ежегодно в честь богини устраивали праздник: ее олицетворяла обнаженная жрица, восседавшая на коне. Учитывая схожесть в именах Года и Годива, можно предположить, что легенда о графине родилась в результате путаницы с пересказом старинного обряда. Это не единственный пример подобных языческих ритуалов: в пре-христианские времена в Арденнском лесу по весне устраивали праздник, во время которого юную девственницу провозили по округе верхом на ослике. Христианская церковь, не в силах искоренить отдельные языческие традиции, переняла и узаконила их. Так что легенда о Годиве, которая является частью британского фольклора, возможно, и сама вышла из более ранней фольклорной традиции.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится