Пощечина для Бонифация VIII: как понтифик поплатился за желание контролировать светские власти
768
просмотров
Бонифаций VIII, взошедший на папский престол 24 декабря 1294 года, стал последним понтификом, пытавшимся провозгласить господство церковной власти над светской. Однако папа не рассчитал силы противника – как в прямом, так и в переносном смысле. От соратника французского короля Бонифаций получил пощечину, предрешившую его судьбу.
Бонифаций VIII на фреске Джотто в Латеранской базилике

Отречение Целестина

Бенедетто Каэтани стал папой римским Бонифацием VIII в 1294 году. Предыдущий понтифик, Целестин V, вошел в число немногих пап, отрекшихся от престола. Вполне вероятно, что отречения добился сам Бенедетто, мечтавший о папском троне. Целестин был человеком невластным и внушаемым, часто советовался с кардиналом Каэтани по самым разным вопросам, поэтому последнему не составило труда внушить понтифику, что отречение — лучший из возможных вариантов.

Гробница Целестина V

13 декабря 1294 года Целестин подписал соответствующий документ и решил стать отшельником, но не тут-то было. Бенедетто, спустя одиннадцать дней избранный папой, приказал запереть своего предшественника в замке Фумоне — новоиспеченный понтифик боялся, что Целестина могут использовать в качестве антипапы. По прошествии десяти месяцев отрекшийся папа скончался.

Два меча

Бонифаций VIII ратовал за верховенство власти папы над властью европейских монархов. Его теория нашла отражение в булле «Unam Sanctam», изданной в 1302 году. Папа провозгласил концепцию двух мечей, упоминавшихся еще в Евангелии от Луки. По мысли Бонифация, в руках папы римского — два меча, первый из которых олицетворяет духовную власть, а второй — светскую. Короли же должны подчиняться понтифику, в то время как папа отчитывается только перед богом.

Филипп IV Красивый

Французскому королю Филиппу Красивому эта идея, разумеется, не понравилась. Отвечая на заявление папы, монарх созвал Генеральные штаты, среди представителей которых были и служители церкви. Бонифация заочно обвинили в ереси и потребовали суда над папой. Теперь настала очередь понтифика реагировать на поступок Филиппа. Бонифаций занялся подготовкой буллы «Super Petri solio», согласно которой спесивый французский король предавался анафеме, и все клятвы верности, данные монарху его подданными, утрачивали силу. Этого Филипп допустить не мог.

А была ли пощечина?

В начале сентября 1303 года король отправил отряд во главе с Гийомом Ногаре и Шаррой Колонна, дабы те доставили папу ко французскому двору. Когда приближенные Филиппа встретились с Бонифацием, Ногаре заявил, что понтифик должен отречься от престола. Непреклонный папа ответил, что он скорее умрет, чем совершит это. Тогда Колонна, не снимая латной перчатки, ударил Бонифация по лицу — так гласит предание. Более того, некоторые историки даже утверждали, что от этой тяжеловесной пощечины папа скончался на месте.

Колонна дает пощечину Бонифацию VIII

Впрочем, вполне возможно, что пощечина — плод людского воображения. Хронисты-современники ничего подобного не фиксировали. Например, Джованни Виллани писал: «Так как Богу было угодно охранить священное папское достоинство, никто не покусился на папу и не дерзнул поднять на него руку». Не шло речи о рукоприкладстве и в Мелькских анналах: «Соперники папы Бонифация, полагая, что нашли удобное время и место для своего злодейского замысла, ворвались в его дворец в городе Ананьи и несколько дней держали под стражей самого папу».

Соратники папы спустя три дня сумели его освободить, и отправки во Францию понтифик избежал. Однако минуло чуть более месяца, и Бонифаций скончался. Причины его смерти остаются загадкой. Кто-то считал, что папа наложил на себя руки, не выдержав позора, другие же говорили, что понтифика подвело здоровье. Когда же ученые вскрыли его могилу и изучили останки, страшных увечий, которые якобы нанес себе сам папа и от которых наступила смерть, обнаружено не было.

Суд после смерти

В 1309 году состоялся суд, на котором разбирали грехи почившего папы. Бонифация обвиняли в ереси и содомии. Однако до вынесения приговора понтифик Климент V призвал Филиппа поднять вопрос о преступлениях Бонифация на Вьеннском соборе в 1311 году. На нем же три кардинала не согласились с обвинениями, они охарактеризовали Бонифация как чистого и честного понтифика. Два рыцаря заявили о готовности сразиться с теми, кто называет усопшего содомитом, но желающих принять их вызов не нашлось. Тогда разбирательство прекратили, а Климент издал буллу, согласно которой заново поднимать этот вопрос было запрещено.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится