Испанский двор короля Филиппа насчитывал больше сотни карликов, а французский двор Екатерины Медичи - около 80. Придворные же художники, изображая монархов, не забывали и об их любимцах. Они с особой симпатией относились к маленьким людям и, запечатлевая на своих полотнах, проявляли искреннюю симпатию к ним. Весьма впечатляет история двойного портрета обнаженного лилипута Морганте кисти фламандца Аньоло ди Козимо, о которой далее - в обзоре.
Непременным атрибутом монарших дворов средневековой Европы были шуты и карлики, которые служили забавой для вельмож и королей. При том их роль при правящих дворах и аристократических семьях была необыкновенно важна.
Так, карлики-шуты могли говорить то, что хотели и когда хотели - это была их привилегия. Они были приближенными и чрезмерно преданными своим господам, поэтому им сходили с рук все их проделки и речи, не всегда лицеприятные и наполненные едким сарказмом. Были карлики, выполнявшие и другие обязанности. Так, к примеру, одни были звонарями, другие - трубили в рожки на турнирах, третьи были актерами и музыкантами. А некоторые из них служили пажами, посыльными, поверенными, а иногда им приходилось быть шпионами, чтобы предотвращать разного рода интриги.
История двойного портрета
Весьма интересна история двойного портрета, написанного флорентийским живописцем Аньоло ди Козимо (Бронзино) (1503-1572), придворным художником Медичи. На портрете изображен обнаженный карлик по имени Морганте, являющийся самым знаменитым из пяти карликов при дворе Медичи в Палаццо Питти. Он появился при дворе Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского, около 1540 года.
Карлик обладал незаурядным умом, был образован и чрезмерно добр. Как и большинство маленьких людей, он страдал врождённой хондродистрофией. По истечении 15 лет службы Морганте был облагодетельствован дворянским титулом, землей и правом на женитьбу. К тому же карлик был чрезвычайно предан своему властелину и поэтому ему была оказана честь сопровождать его в дипломатических поездках. Однако, невзирая на все свои привилегии, Морганте регулярно подвергался унижениям самого разного рода и даже физическому насилию.
На портрете флорентийца Бронзино прослеживается мысль: "пусть он урод и шут, но он человек!" А сама трактовка образа в двойном изображении интересна тем, что художник показал: живопись, как и скульптура, может показать предмет с разных точек зрения.
Однако в первозданном виде этот портрет просуществовал около двух веков. А в 18 столетии, по приказу блюстителей нравственности, фигура Морганте была стыдливо зарисована виноградными листьями и гроздьями, "превратившими его в подобие Бахуса".
И лишь в 2010 году итальянские реставраторы вернули полотну первоначальный вид. Мы видим великолепного карлика Морганте, изображенного во всей своей мужской красе и спереди, и сзади. На одной стороне картины "он позирует с охотничьей совой, а на другой стороне охотник сжимает в руке трофей — пойманных птиц".
Карлики Диего Веласкеса и других европейских художников
Будучи придворным живописцем при испанском дворе, Веласкес неоднократно писал портреты карликов. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию произведений посвященную маленьким людям, «обиженным» природой. Однако ни на одном потрете мы не видим ни тени насмешки, ни брезгливости, ни чрезмерного сочувствия - просматривается лишь неподдельная нежность и симпатия, что делает честь автору.
Самым впечатляющим из веласкесовской "галереи уродцев" считается портрет карлика Себастьяна де Морра, во взгляде которого просматривается столько силы и мрачного отчаяния. Себастьян страдал остеохондродисплазией, вследствие чего в его организме был нарушен рост хрящевых и костных тканей. Зато умственные и сексуальные способности были у карлика незаурядными. Основываясь на свидетельства очевидцев, де Морра был на редкость умным, ироничным человеком, отличавшимся "феноменальной физической силой и любвеобильностью".
Придворный карлик Франсиско Лескано - несчастный человек, страдающий по всем признакам - болезнью Дауна. Он принадлежал принцу Балтазару Карлосу и умер 22-летнем возрасте.
Карлик, изображенный с книгой в руках, по прозвищу Эль Примо, будучи весьма образованным, занимал должность при королевской канцелярии, писал стихи. А еще об Эль Примо упоминается в драматической истории, в которой за любовную связь с ним ревнивец-муж убил свою жену.