Эллины окружили своих недобрых богов свитами из прекрасных девушек - нимф - и страшноватых сатиров - наполовину людей, наполовину животных. Сатиры и нимфы жили не на безоблачных небесных далях с высшими богами, а на земле.
Фантазия древних греков не знала предела, и когда во времена Ренессанса просвещенные европейцы узнали мифы и предания эллинов, то античные боги, сатиры и нимфы послужили неиссякаемым источником вдохновения для литераторов, художников и музыкантов. Они узнали, что духами гор были нимфы ореады, лесов и деревьев – дриады, источников – наяды. В лугах и долинах жили лимнады и напеи, а в морях и океанах – нереиды и океаниды. О многих из них греками сложены интересные легенды, но об этом – ниже. Питер Пауль Рубенс создал замечательный портрет двух фавнов.
Их внешность – курчавые нечесаные спутанные волосы с венком из виноградных листьев и рожками, приплюснутый, красный от пьянства нос и в мощных ручищах - гроздь винограда, из которого делается вино, – полностью соответствует описаниям греков. Не видно только хвоста. Сатиры не имели конкретных мест обитания: на своих козлиных ножках вечно похотливые, часто пьяные, они скакали везде, преследуя нимф, пока их не призывал на службу бог Дионис или бог Пан. Это описание должно дать ответ на вопрос: «Низшие божества, сатиры и нимфы, боги чего?» Это духи, заселившие, по мнению греков, всю окружающую их природу. Сатиры часто преследовали нимф, имея самые низменные побуждения, но прекрасные девушки убегали от них.
Сатиры и нимфы в мифах далеко не всегда соседствовали. История нимфы Дафны рассказывает, как над прекрасным Фебом посмеялся Эрот, пустив в него стрелу, вызывающую любовь, а в нимфу Дафну – убивающую. Так само совершенство, Феб, увидев Дафну, стал ее преследовать, умоляя о любви. Но дочь речного бога Пенея, стремительно убегая от преследования и чувствуя, что ее оставляют силы, взмолилась своему отцу. Она просила его помочь ей спастись и отнять у нее земной облик. И сразу же ее стройный стан стал покрываться корой, поднятые в мольбе руки превратились в ветви и на них зашелестела листва. Девушка превратилась в лавровое дерево. С грустью стоял рядом с лавром Феб. Он попросил у него ветвей, чтобы сделать себе венок, и дерево зашелестело листвой и в знак согласия склонило крону к Аполлону. Нимфы, выглядывающие из ветвей деревьев, составляли свиту сестры Феба, охотницы Артемиды. И какое при этом стояло веселье – смех девушек, лай собак. А когда Артемида уставала на охоте, то тогда все вместе водили хороводы под звуки кифары Феба.
В рассказываемой ниже легенде сатиры и нимфы вновь не объединяются. Нимфа Эхо на свою беду встретила никого не любящего прекрасного Нарцисса. Она не могла сама с ним заговорить, так как богиня Гера позволила ей только отвечать на чьи-то речи. А Нарцисс, наказанный Афродитой за то, что не ответил на нежные чувства Эхо, влюбился сам в себя и погиб, вглядываясь в свое отражение в воде.
Иногда нимфы и сатиры мирно встречаются и собирают вместе плоды, которые им дает земля. На картине Рубенса изображен именно такой момент. На первом плане стоит мощный сатир, который держит плетеную корзину, наполненную гроздьями зеленого и черного винограда и другими плодами. За его спиной стоит очаровательная нимфа, которая ему помогала. Это время – время полной гармонии в природе.
Среди свиты таинственного, насмешливого и грозного бога Диониса можно встретить не только сатиров, но и бога Пана. Его отцом был Гермес, а матерью - нимфа Дриопа. Когда Пан родился, мать, бросив на ребенка всего лишь один взгляд, в ужасе убежала. О кошмар! Малыш имел бороду, козлиные ноги и рога. Но Гермес обрадовался своему ребенку и отнес его показать олимпийцам. Те все только весело посмеялись. Пан спустился на землю и стал на ней жить. Тенистые рощи и горы стали его прибежищем. В них Пан пасет стада и играет на свирели. К нему собираются нимфы и водят вокруг него хороводы. Звуки его свирели нежны и полны грусти. Ведь Пан был влюблен в чудесную нимфу Сирингу, которая, чтобы не ответить на его любовь, превратилась на берегах реки в тростник. Опечаленный Пан из тростинки сделал себе свирель-сирингу и с тех пор с ней не расстается.
Сатиры внешне похожи на Пана, но не обладают его благородством. Они ленивы, распутны, вечно пьяны и любят при этом петь. Когда сатиры не сопровождают Диониса, то проводят время в поисках нимф.Играя на флейтах, сидя под тенистыми кронами деревьев, они стараются привлечь внимание прекрасных девушек. Но их грубость и бесцеремонность отталкивают от них женщин. Все, кто их завидит, стараются убежать от сатиров. Они вместе с менадами участвуют в вакханалиях и оргиастических празднествах Диониса. По преданию, именно сатиры спасли Ариадну, когда она убежала с острова Крит. После этого Ариадна стала женой Диониса. Сатиры – это дикая неукрощенная природа.
Так эллины воспринимали природу, заселяя ее нимфами, божествами и духами лесов, полей, гор, воды, но полной безмятежности в ней не было, поэтому и появились сатиры.