«Славяне на исконной родине»: знаменитая работа от Альфонса Мухи, которую фашисты хотели уничтожить
0
1
1,364
просмотров
Полотно «Славяне на исконной родине» входит в одну из самых знаменитых серий художественных работ в живописи. Данное произведение было поставлено на первое место для уничтожения во времена нацисткой Германии, но благодаря усилиям работника музея она сохранилась в своей первозданности и масштабности.
Славяне на исконной родине

Величайший художник модерна, подаривший миру изысканный стиль арт-нуво, Альфонс Муха создал поражающую своими размерами и объёмом серию картин, пропитанных самыми возвышенными патриотическими чувствами. «Славяне на исконной родине» – художественный труд, остающийся одним из самых «сочных» и трагических в довольно лёгкой и нежной структуре модернистского периода.

Серия полотен славянской эпопеи была задумана в 1900 и воплотилась в жизнь спустя долгих 11 лет путешествий по странам и пристального изучения культуры славян. Муха был ярым патриотом, человеком, мечтающим воспеть в истории человечества ценность и значимость своего народа. «Славяне на исконной родине» считается самой яркой из всего цикла, самой драматичной и болезненной для самого художника, который не отходил от неё иной раз по нескольку дней.

Данное произведение было одно из самых первых во всей серии. Закончил его писать Альфонс в 1912 году. «Славяне на исконной родине» написано в стиле модерна – об этом повествует и выбор красок художником, и «воздушность» самой картины, глубина колорита и присутствующая в настроении картины некая мистичность и торжественность.

Альфонс Муха за работой над «Славянской эпопеей» 1920 г.

На полотне, имеющем огромные размеры, занимающем целую стену, изображен период языческой Руси, гонимой и терпящей набеги, предательства и жестокость. Сюжет данной картины берёт своё начало из истории – художник хотел передать момент нападения кочевниками на славянскую деревню, запечатлеть смятение и ужас крестьян, а также беспрекословную веру язычества в своих Богов. Так, если внимательно всматриваться в полотно, можно заметить условное разделение его пространства – на первом плане выступают крестьяне, служащие как образ попираемого славянства, на втором плане показан главный языческий бог Перун и молящиеся ему волхвы, на последнем же плане показано племя кочевников. Данные три пласта, три части пространства картины не стоит воспринимать как единое целое – скорее, они выступают как некие детали калейдоскопа, соединённые на холсте, чтобы показать набег в разных его проявлениях.

Все герои полотна имеют свой характер и создают определённый образ. Так, ободранные язычники на первом плане (женщина и мужчина) вызывают совершенно противоположные чувства. Их взгляды, направленные на зрителя не с мольбой, не то с вызовом, одновременно и пугают, и вызывают сострадание. Перун изображён, как и подобает, летящим над землёй, «воздушным» и вместе с тем по-человечески «тяжеловесным». Скачущие кочевники, смешавшие в своих рядах и угнанный скот, и людей, задорно и нагло улыбаются. Некоторые из них тоже смотрят прямо на зрителя, точно почувствовав его присутствие. Они ещё не знают, что именно благодаря их набегам и начнётся переселение славян, их знакомство с новыми землями, что и позволит в будущем их государствам стать могучими державами.

Особо привлекательна цветовая гамма картины – благодаря насыщенному холодному оттенку картины автор как бы пытается разбудить у зрителя чувство некоей мистичности, благоговения. Синие, голубые, фиолетовые и лазурные переходы от звёздного неба к тёмной земле и одеяниям Перуна создают цветовую перспективу. На мой взгляд, «Славяне на исконной родине» – одна из наиболее глубоких и завораживающих картин, выполненных в примерно одном монохромном стиле.

Примечательна и история картины – в период военных действий, когда Прагу оккупировали войска Германии, был издан указ об уничтожении серии «Славянской эпопеи». Картины искали по всей стране, перевернули вверх дном все музе Праги и жестоко допрашивали самого художника. Полотна чудом спас один из работников музея – он, скатав картины в свитки, замуровал их в подвале здания. Нашли их только лишь спустя многие годы после войны. Никто так и не узнал, что за мужчина отважился рисковать ради них жизнью, и до сих граждане Праги пытаются найти ответ на этот вопрос.

Работа «Славяне на исконной родине» имеет не только творческую, но и историческую ценность – в неспокойные времена XX века она, когда её вместе с остальными произведениями цикла считали «погибшей», выступила как символ непокорности и торжественности. Мало кому из художников удавалось столь бережно воспеть силу своего народа так, как это сделал Альфонс Муха. Именно поэтому его противоречивое, но всегда очень пленительное и монументальное творчество, как и память о нём, бесценны для культурного пласта человечества.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится