Благородный дон Румата
Итак, главный герой «Трудно быть богом» — Румата. Землянин XXII века с тайной миссией на другой планете в эпоху Средних веков.
Что мы имеем? Имеем тотальную сеть планетарного охвата с видеосвязью чуть ли не в прямом эфире, хотя и односторонней:
«Историки на Земле видели и слышали всё, что видели и слышали двести пятьдесят разведчиков на девяти материках планеты».
И сеть давнюю — на Земле дети, будущие наблюдатели, уже играли в благородных донов.
Известные читателю агенты — весьма видные люди в своих странах. От шамана-эпилептика при вожде племени до командира роты мушкетё… арбалетчиков Его Величества. Или даже Генерального судьи и Хранителя больших государственных печатей. Все, кроме… Руматы.
Румата прекрасно подготовлен теоретически и психологически. Родословная — «с высоты моего происхождения не видно никакой разницы даже между королём и вами».
«На мечах — первый в мире». Физически — не слабее могучего барона Пампы, а то и сильнее. Раздаёт золото пудами — на уровне местных королевств. Его буквально знает каждая собака. И… что?
И ничего. Всех достижений — спасение нескольких книгочеев (которые спиваются от безделья) да внедрение носового платка. Сам герой отмечал: «Психологическая подготовка слезает с нас, как загар».
У Руматы везде знакомства, от короля до повстанца Араты Горбатого. Верных людей — никого. Решения феодала игнорируют и порицают собственные слуги!
Героя с репутацией великого любовника физически тошнит от местных красавиц. Лучший фехтовальщик мира на сотне с гаком дуэлей не убил никого. У человека, который вышел от местного «дона Корлеоне» Ваги Колеса, тут же срезали кошелёк.
И немудрено, что Румата отлично разбирается в засадах. С его-то поведением желающие его убить должны выстраиваться в очередь — от обманутых мужей и дворцовых карьеристов до любителей чеканной монеты с большой дороги.
Финал романа — полный проигрыш Руматы как землянина. Не обошлось и без резни на улицах.
На минуту — капитан Немо одним «Наутилусом» ставил на уши весь мир последней трети XIX века.
Уже мгновенная связь, доступ к любой информации и быстрый транспорт, не говоря о финансах, дают Румате в условные «Средние века» невероятные козыри. Причём списать на «нельзя вмешиваться» уже нельзя — по тексту, вмешиваться можно и нужно!
Вертолёт — привычный транспорт для героев
Но средневековый «мелкий хулиган и дурак» дон Рэба переиграл подготовленного землянина XXII века как младенца.
Стойте. А такой ли дурак дон Рэба?
Орёл наш дон Рэба
Человек ниоткуда: «Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник».
То есть полная противоположность Румате. И вероятно, намеренная. Авторы так старались сделать Рэбу, истребителя культуры и вообще редкостного гада, как можно более отвратительным, что получилось наоборот. Не верите?
Строго по тексту. Всего за три года Рэба запугал крайне чванливую аристократию до полной потери достоинства: «всякий называет себя родственником министра охраны короны по материнской линии». И захватил при живом короле абсолютную власть. А чего добился Румата за пять лет?
Ничтожный чиновник «снял с правительственных постов родовую аристократию» — что?! Человек, оставшийся после такого в живых, — явно не таков, каким рисует его Румата («чушь, мелочь… гений посредственности»).
Рэба владеет местным уголовным жаргоном, которого не знает Румата. Использует кого угодно: «остатки разбитой недавно крестьянской армии дона Кси и Пэрты Позвоночника, которых тайком подкармливает сейчас сам орёл наш дон Рэба на случай весьма возможных осложнений с баронами».
Он мгновенно просчитал «попаданца» Румату — и даже чрезмерную чистоту его золота. А затем — спокойно предложил этому «дьяволу» свои услуги!
Да, Рэба начал войны Арканара с соседями и баронами — и проиграл. «За такие промахи любой министр был бы повешен за ноги на верхушке Весёлой Башни, но дон Рэба каким-то образом остался в силе». А почему?
Но если дон Рэба с самого начала «работал» в пользу Святого ордена, намеренно ослабляя конкурентов, — так он просто гений.
«Шёпотом поговаривают даже, что он и не дон Рэба вовсе, что дон Рэба — совсем другой человек, а этот бог знает кто, оборотень, двойник, подменыш».
Сейчас бы такого Рэбу назвали попаданцем. А тогда — прогрессором. Не зря поклонники Стругацких, например Лев Прозоров, пишут фанфики о том, что Рэба тоже был прогрессором, — просто Румата сорвался и наломал дров.
В порядке бреда можно предложить и теорию «работы в паре». Пока Румата отвлекал на себя внимание местной публики, Рэба тихо делал нужное дело — и куда успешнее прочих. За ночь высадить в чужом порту двадцать тысяч единообразно вооружённых воинов, особенно конников, — в Средние века задача явно для пришельца.
А то, что не все земляне на планете знали, — так идея первоначально могла быть инициативой мелкой группы или даже одного учёного. Тотальная секретность вполне в духе вселенной Стругацких, — вспомним «Обитаемый остров».
Минута реальности
На самом деле сами Стругацкие в начале 60-х задумывали небольшую повесть: «остросюжетная штука может быть и очень весёлой, вся в приключениях и хохмах, с пиратами, конкистадорами». Потом — «”Три мушкетёра”, только со средневековой мочой и грязью». Причём в финале герой вызывал на помощь «танк высшей защиты и десяток приятелей с бластерами». Братья долго спорили о стиле.
А после разноса Хрущёвым современного искусства «мушкетёрский роман обязан был стать романом о судьбе интеллигенции, погружённой в сумерки Средневековья». И стал — благодаря литературному таланту и культурному багажу авторов.
Республика Соан с Академией наук — это всего лишь Сибирское отделение Академии наук. Рэба — изначально Рэбия, т. е. Берия. А заковыристое имя «Пампа дон Бау-но-Суруга-но-Гатта-но-Арканара» — шутка опытного япониста Аркадия Стругацкого.
В начале 60-х всё тот же Хрущёв развернул яростную кампанию против религии. Стругацкие Хрущёва не любили — «но осадок-то остался». Поэтому «епископ и боевой магистр раб божий Рэба» — мракобес и полное чудовище. Мы видим его глазами человека 1960-х, а не нашего современника — с повальной любовью к инквизиторам и звёздным императорам.
Потому же в романе куча анахронизмов уровня «невозможно» — массовая колючая проволока до огнестрела, например. Исторически верное Средневековье авторам просто было не нужно.
Зато в романе есть неожиданно страшное открытие.
«Здесь вдруг с ужасом ловим себя на мысли, что любили не Человека, а только коммунара, землянина, равного нам». Получается, книгу можно трактовать и как «к чему приводит чванство современного образованного человека».
Да, трудно быть богом — а человеком быть ещё труднее. Не потому ли проиграл Румата?
Даже в XXI веке, перечитывая «Трудно быть богом», есть о чём подумать. А что думаете о Румате и Рэбе вы?