Гайдамаки
Колиивщиной принято называть восстание гайдамаков, развернувшееся в 1768 году на Правобережной Украине, в городе Умань. Гайдамаками, в свою очередь, окрестили тех, кто состоял в вооруженных отрядах, нередко промышлявших разбойничеством. Сами же участники этих объединений говорили, что они вольные казаки, и не признавали вариантов именования, сигнализировавших об их разбойнической деятельности («hajdamak» с турецкого языка переводится как «разбойник»).
Известно несколько крупных гайдамацких восстаний в Речи Посполитой, последним из которых и стала Колиивщина. В качестве причины этого события историки обычно называют угнетение со стороны властей — как политическое и экономическое, так и религиозное.
«Золотая грамота»
В 1768 году запорожский атаман Максим Железняк во всеуслышание заявил, что Екатерина II якобы призывает вольных казаков выступить против угнетателей православия. Также он убеждал всех, будто у него в распоряжении есть указ императрицы — так называемая «Золотая грамота», в которой этот призыв и зафиксирован. Гайдамаки поверили Железняку, и многочисленный отряд, устроив погромы и резню в местечках Жаботин и Лисянка, двинулся в сторону города Умани. Также к ним присоединился отряд Ивана Гонты, изначально направленный на подавление восстания.
Уманская резня
Оборона Умани длилась недолго: 18 июня повстанцы подошли к городу, а спустя три дня уже взяли его штурмом. Насчет последствий резни, развернувшейся в городе, у историков нет единого мнения. Сохранились свидетельства современников, однако принято считать, что они необъективны, и сведения о количестве жертв в них преувеличены. Например, один из очевидцев описывал резню в Умани следующим образом:
«Трупы убитых евреев десятками тысяч валялись по городу… Их подвергали мучительным истязаниям: рубили, кололи, четвертовали и колесовали, они же с радостью принимали смерть, а Богу своему всё-таки не изменили… Малюток отрывали от грудей своих матерей и колесовали… Один буян заколол на одном чурбане несколько сот евреев… Дети пострадали за грехи своих отцов и матерей. Валявшиеся трупы бросали за лишь от города; ручьи крови всюду виднелись. Трупы сделались добычей свиней и собак. Резня эта продолжалась восемь дней. Спустя несколько времени, Гонта объявил приказ, что никто не смеет скрывать у себя еврея; кто ослушается, голова того будет рассечена».
Под горячую руку разъяренных гайдамаков попадали представители различных конфессии и национальностей: пострадали и евреи, и поляки, и греко-католики. Однако Умань была не единственным очагом восстания. Похожие события происходили в Подолье и на Волыни.
Приговоры
Восстание завершилось настолько же стремительно, как и началось. Не успел закончиться июнь 1768 года, а предводители повстанцев уже были арестованы. Ивана Гонту долго и мучительно пытали, а затем казнили. Максима Железняка ждала другая участь: «Колесовать и живого положить на колесо, но вместо того, отменя оное… бить кнутом, дать сто пятьдесят ударов и, вырезав ему ноздри и поставив на лбу и на щеках указные знаки, сослать в Нерчинск, в каторжную работу вечно». Осенью того же года Железняк попытался бежать, однако был схвачен. Дальнейшая судьба предводителя гайдамаков туманна: кто-то считает, что вскоре он погиб в заключении, другие же уверены, что Железняк вновь бежал и даже принял участие в восстании Пугачева.