Также доктора того времени лечили заболевания, вызванные астрономическими событиями, богом и недоброжелателями. В Средневековье ни бактерии, ни вирусы ещё не были известны человечеству. Медицина даже не могла вообразить их. Часто причиной болезни считали грех или какое-нибудь событие, произошедшее в тот день или накануне.
Вольтер говорил о средневековых лекарях, как о шутах. Он считал, что искусство медицины заключается в том, чтобы развлекать больного, пока он сам излечится от болезни. В этом и состояла суть средневековой медицины. Только не все медицинские процедуры были так забавны. Часто пациента мучали до смерти непреднамеренно. Это было обычным делом в мире, где экзорцизм был обычной практикой и считался методом лечения. Вам будут представлены некоторые примеры из средневековой медицинской практики.
Вы конечно же слышали о знаменитом греческом враче – Гиппократе. От него взяла начало наука медицина. Он сформировал вокруг себя корпус Гиппократа, одной из заповедей которого было «Не навреди!». Медики разделили человеческое тело на четыре части: огонь, вода, земля и воздух. Все эти составные должны поддерживаться в человеческом теле в естественном балансе, только тогда здоровье человека было хорошим. Но к сожалению, на человека влияли различные неконтролируемые факторы. Они то и разрушали баланс.
Часто состояние человека оценивали по звёздам. Гиппократовским врачам удалось оценить диету, как важную критическую часть, поддерживающую баланс между составляющими. Также они вывели важность физических упражнений для поддержания здоровья. Эти врачи были достаточно осведомлены об анатомии человека. Продвинуты они были и в хирургии, опираясь в этом на опыт древних египтян. Ими были созданы лекарства, восстанавливающие, по их мнению, баланс в организме.
Несмотря на то, что греки, римляне и египтяне использовали религиозные практики как часть методов лечения и медитация в храме иногда давала положительные результаты, всё же по всей Западной Европе преобладали языческие практики. Они состояли из языческих верований. Знахари использовали целебные свойства ягод, трав, грибов и т.д. Они также верили в мистические силы растений. Медицина того времени была настроена на лечение физических и душевных расстройств. Но она мало занималась профилактикой заболеваний.
Христианство в Европе впитало в себя многие языческие народные методы. Большая часть трудов Апокрифы содержала ссылки на народные методы. Он опирался на использование лекарственных растений и приготовленные из них снадобья.
Многие средневековые монастыри в Европе давали медицинское образование. Они стали центрами выращивания лекарственных трав. В них были специальные винокурни, в которых варили лечебные зелья и делали порошки. Монахам удалось объединить знания древних греков и египтян с народными методами. Постепенно лекарства и методы Гиппократа стали распространяться в Европе.
Монастыри стали центрами научных исследований, в том числе и медицинских. Монахи не только варили зелья и толкли порошки, они переводили древние тексты. Таким образом, они стали лидерами в медицине Средневековья. Часто туда шли за помощью крестьяне из ближних деревень. Христианская вера и философия помогали в лечении болезней.
Заболевания лечили и молитвой, и лекарственными отварами. В VI веке тексты Гиппократа были переведены на латынь, ставшую универсальным языком врачей. Монахи обменивались текстами между монастырями. Таким образом, редкие для некоторых мест травы, стали известны по всей Европе. Тексты сопровождались точными рисунками лекарственных растений.
При монастырях были и больницы, где в виде благотворительности оказывали медицинскую помощь всем нуждающимся. Во время войн предлагалась помощь раненым и больным солдатам. За это монахи не брали плату, так как здоровье считалось первостепенным. Лечение было благотворительной формой. Лекари-монахи изолировали от общества прокажённых и других заразных людей. Это был общественный долг христианских монастырей.
Но со временем появились две школы мысли. Одна из школ считала болезнь отражением Божьего труда. Её последователи считали использование языческих методов ересью. Другая школа, в свою очередь, считала лекарственные растения даром Божьим, доступным всем и распространялись всеми. Первым стал жертвой европейцев исламский мир, против которого были направлены Крестовые походы. Медицина стала влиять на эволюцию христианской веры, в том числе и благотворительности.
Также на медицину Средневековья большое влияние оказали записи Галена, древнего хирурга. Он был врачом императоров. Им была разработана процедура по удалению катаракты, очень похожая на современную. Он практиковал операции даже на головном мозге. К XII веку в монастырях появились медицинские школы и даже университеты. Там стали проводить и хирургические исследования. Особенно это было распространено в Италии. Но, всё же, хирурги в Средневековье находились на нижней ступени медицинских специалистов. Их продвижению вверх способствовали Крестовые походы. Они путешествовали с армией, обрабатывали раны. Они отличались от хирургов-цирюльников, которые проводили только обыденные процедуры, например, кровопускание, зашивание ран и стрижку волос.
Подготовкой хирургов всерьёз занялся университет в Падуе. Его студенты проводили вскрытие трупов. Они изучали не только анатомию, но и другие болезни. Основным языком стал латинский. Все студенты были обязаны его знать. Также для обучения использовались и греческие тексты. Хирурги Средневековья стали самыми образованными людьми своего времени.
Одним из них был француз Ги де Шолиак. Он стал автором первых читаемых текстов по хирургии в XIII веке. Но доказательств, что он когда-либо сам проводил операции, нет. Его труды были переведены на другие языки. Он считал, что прежде чем проводить операции, врач должен изучить другие формы медицины. Шолиак называл хирургию последней стадией медицины. По его мнению, хирурги должны уметь регулировать диету и лекарства. Он стал родоначальником перерождения медицины из ремесла в науку.
Но даже после этого, хирурги были отделены от других врачей. Их положение было намного хуже. Особенно это проявлялось в Англии и Германии. Люди чаще прибегали к услугам цирюльников. Во время Средневековья хирургическое вмешательство было довольно рискованным. В основном, прибегали к кровопусканиям и ампутациям. Также можно было сшивать раны и удалять наконечники стрел.
За нанесённый ущерб хирурги несли уголовную ответственность. Антибиотиков в то время конечно же не было, и пациенты часто умирали от попавшей в рану инфекции. Перед операцией продвинутые хирурги той поры обливали место раны уксусом или рассолом. Из анестезии доступным был лишь алкоголь. Но его не использовали для очистки раны. Врачу было неизвестно о его антисептических свойствах. Хирургов считали низшей кастой врачей ещё и потому, что они вскрывали трупы, которые им поставляли похитители тел.
Медицине Средневековья кроме болезней приходилось бороться и с суевериями. Часто болезнь рассматривалась, как кара Божья или проделки Сатаны. Кровопускания проводили в зависимости от фазы луны. Так же для лечения некоторых болезней использовали драгоценные камни. Люди считали, что они обладают целебными свойствами. Средневековым врачам часто приходилось лечить болезнь «эльфийский выстрел». Эти жертвы были поражены неким невидимым мифическим оружием. У жертв начинали болеть конечности. Этот недуг лечили припарками. Но, скорее всего, это был ревматизм или артрит.
Средневековые христиане считали, что для каждой болезни есть свое лекарство, которое придумал Творец. Часто вместо пользы растения наносили только вред, так как были ядовитыми. Также они могли усугубить заболевание. В Средневековье были выведены четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Часто диагноз ставился исходя из них.
Также были выделены и жидкости организма: чёрная желчь, мокрота, кровь и жёлтая желчь. На них основывались и присутствия заболеваний в организме. Например, при кашле выделяется мокрота. Дисбаланс устраняли при помощи мазей и пластырей. Врачи в тот период как лекарство прописывали и молитву, так как они считали, что болезнь, это наказание от Бога и греховно само по себе.