Золотой век уфологов
1,209
просмотров
Легенда рождается и живёт, подчиняясь определённым правилам. Сначала разрозненные сообщения, лишаясь конфликтующих и избыточных деталей, сплетаются в целостный канон. Последующие свидетельства следуют канону, укрепляют и развивают его. Новые факты не только не должны, но и не могут конфликтовать с устоявшейся традицией. Так, рассказы о безволосом, летающем или носящем кепку снежном человеке будут высмеяны и с негодованием отвергнуты даже самыми страстными криптозоологами.

Период расцвета мифа об НЛО приходится на 70-80 годы прошлого века. На этом этапе уфология разделилась на три мощных потока — научный, популярный и эзотерический. Научники собирали свидетельства и пытались подвергнуть их рациональному анализу с целью выяснения природы явления. Инопланетное происхождение НЛО рассматривалось ими лишь как гипотеза, хотя и наиболее обоснованная. Анализ, впрочем, успеха не имел ввиду категорического нежелания «тарелок» подчиняться хоть каким-то правилам.

Поскольку объекты классификации не поддавались, «научным» уфологам пришлось ограничиться классификацией «контактов». То есть, наблюдений. Так контактом первого рода считалось отчётливое и продолжительное наблюдение НЛО. Контактом второго рода, соответственно, именовалось взаимодействие - случаи, когда «тарелка» оставляет круги на полях, слепит наблюдателей лучами прожекторов, или заставляет заглохнуть двигатель автомобиля. К третьему роду относились описания встреч с энлонавтами, а к четвёртому — абдукции (похищения землян инопланетянами). Причём, сами научники часто считали контакты третьего и четвёртого родов либо вымыслом, либо результатом воздействия НЛО на психику наблюдателя.

«Популярные» уфологи, соответственно, несли прекрасное в массы. Инопланетное происхождение НЛО для них являлось истиной, неоспоримо доказанной собранными научниками фактами. Реальность контактов третьего рода и абдукций не вызывала у поп-уфологов сомнений, но и им приходилось подходить к фактам с определённой долей критичности.

Огромный вклад в формирование уфологического канона внёс фильм Спилберга «Близкие контакты третьего рода». После его выхода на экраны в 1977 году разнообразие посещающих Землю пришельцев сократилось.

Авторы бесчисленных статей и книг, раскрывающих тему встречи с внеземным разумом, вырабатывали канон. Ввиду особенностей легенды это было безнадёжное предприятие. Тем не менее, некоторыми мотивами пришлось пожертвовать. Без колебаний вычеркнуты из анналов, например, были голые амазонки. Подверглись редакции описания контактов третьего рода в ходе которых энлонавты представлялись пришельцами с Луны, Марса, Венеры, Юпитера или Плутона. А ведь 50-60 годах это являлось нормой! Тарелки тогда редко прилетали из-за пределов Солнечной системы. Старинные истории о «воздушных кораблях» вернулись в оборот, но тоже в отредактированном виде. Не укладывающиеся в «космическую» версию детали были удалены.

Наконец, правке подверглась такая черта НЛО, как подверженность авариям. «Воздушные корабли» и «блюдца» середины века, по сути, чаще падали, чем летали. Высокие технологии в ту эпоху ассоциировались у людей в первую очередь с ненадёжностью и опасностью. Но времена и ассоциации изменились. В результате, из тридцати случаев крушения НЛО (только в США и без учёта неопознанных дирижаблей упавших в начале века!) в каноническую версию вошла только одна разбитая тарелка.

Эзотерические уфологи держались особняком. Вместо коллекционирования размытых фотографий и путанных свидетельств, они опирались на обширную и детальную информацию о внеземных цивилизациях. Причём, полученную из первых рук. В процессе контактов пятого рода - регулярной телепатической связи с другими мирами. Естественно, от людей с голосами в голове шарахались не только научники, но и большинство популяризаторов. Однако, пришельцы не обязательно посылали информацию прямо в мозг контактёра. Так, например, в 1977 году американский сварщик Ричард Шевер начал разговаривать со своим сварочным аппаратом. Аппарат оказался замаскированным кибер-посланцем с Плеяд, и сообщил Ричарду, что Земля – полая, и «тарелки» прилетают изнутри через дырки на полюсах планеты.

Классический облик греев - «серых пришельцев» - сложился в результате невнимательного чтения газет. В самых ранних, появившихся в 1947 году сообщениях, кожа пришельцев была смуглой, серый же цвет имели их костюмы.

В произведениях уфологов-эзотериков Розауэллский инцидент, обычно, даже не упоминался. Рассматривались лишь контакты начиная с четвёртого рода, дополняемые собственными откровениями, откровениями коллег (фрагментарно), основательно перевранной историей заселения Земли из «Тайной доктрины» Елены Блаватской, загадками пирамид из «Колесниц Богов» Эрика фон Деникена и гигантами из «Книги проклятых» Чарльза Форта. Отчёты Эдгара Кейси, в состоянии транса посещавшего Атлантиду, и буддистского ламы, выходившего в открытый космос без скафандра и даже без ракеты, являлись не обязательным, но желательным элементом, хотя об инопланетянах там не было ни слова. Эзотерическая уфология, вообще, смело вторгалась на территорию других мифов. Пришельцы могли являться на Землю не только с Сириуса или Ориона, но и с «не проявляенных» планет Солнечной системы, смыкающихся с загробным миром. Во время ментальных путешествий на эти неосязаемые тела можно было встретиться с усопшими родственниками. Или с живым Гагариным.

Эзотерическая уфология представляла собой крайний, даже по мнению прочих уфологов чисто медицинский случай. Но и умеренная - «популярная» - линия, несмотря на исключение из рассмотрения наиболее безумных свидетельств, сталкивалась с проблемой объяснения странного поведения пришельцев. А оно всегда было в той или иной степени странным! Для объяснения данного факта вводилось понятие металогики, - то есть, логики, доступной только существам, достигшим характерного для галактических сверхцивиллизаций уровня развития.

«Металогика» - классический пример гулкого слова, позволяющего всё объяснить, ничего не поняв. Но если учесть, что речь идёт о легенде, и объяснения требуют не действия пришельцев, а описание их действий, ситуация будет выглядеть ещё более странной. Миф попирал законы жанра. В вымышленных историях логика есть всегда. Вампиры, джинны, да и сами пришельцы в представлении фантастов неизменно преследуют понятные цели понятными же (если не иметь в виду чисто техническую сторону вопроса) методами. Попытка сочинить что-то иное не только не встретит понимания у аудитории, но и просто потерпит неудачу.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится