Давид Святославич — герой «Слова о князьях», произведения черниговской литературы, созданного, вероятнее всего, во 2-й пол. XII в., главной темой к-рого является призыв к русским князьям о братолюбии и прекращении междоусобных распрей. В этой связи о Давиде Святославиче. говорится как об идеальном правителе, при этом, возможно, подразумевается противопоставление его Олегу Святославичу, неоднократно затевавшему усобицы, выступавшему против старших князей, приводившему на Русь половцев. Автор «Слова…» пишет, что Давид Святославич «ни с кем не имеаше вражды»: если кто-то шел на него войной, князь ее останавливал миролюбием, всегда был верен крестоцелованию. Смерть черниговского князя описана в «Слове…» как кончина святого.
Неопределенностью в распределении волостей между князьями до Любечского съезда объясняются те скитальчества Давида Святославича из города в город (Переяславль, Муром, Смоленск, Новгород), в которых он провел все время до 1096 г. На съезде князей в Любече за ним утверждена волость его отца, т. е. Черниговская и Муромская (1097).
Вместе с Мономахом и братом Олегом требовал от великого князя Святополка отчета в ослеплении Василька теребовльского. В ноябре 1097 года после ослепления Василько теребовльского Давыдом Игоревичем волынским в Киеве Давыд Святославич с Олегом и Владимиром пришли под Киев. Святополку удалось заключить с ними мир, после чего он начала наступление на Давыда Игоревича, а затем и на Ростиславичей.
В 1097 году в неудачной битве на Рожном поле на стороне Святополка участвовал Святослав Давыдович. Еще одно поражение сын Давыда Святославича потерпел от Давыда Игоревича, помирившегося с Ростиславичами. Заключив мир, Святослав вернулся к отцу.
В 1100 году Давыд Святославич участвовал в съезде в Уветичах, куда князья собрались для суда над Давыдом Игоревичем. Последний лишился Владимира-Волынского, а взамен получил Дорогобуж, Бужск, Дубно и Чарторыйск, а от Давыда и Олега Святославичей — по сто гривен серебром в счет вознаграждения за Владимир-Волынский.
В 1101 году Давыд в союзе с Володарем Ростиславичем ходил на поляков.
Давыд был в числе участников Долобского княжеского съезда (1103) и основных руководителей антиполовецких походов в начале XII века (1103, 1107, 1110, 1111).
Давид Святославич регулярно участвовал в походах русских князей против половцев, организованных Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом (1101, 1103, 1110, 1111; Олег Святославич уклонился от участия почти во всех походах), сыграл важную роль в крупных победах над половцами в 1103 и 1111 гг. Зимой 1107/08 г. Давид Святославич вместе с князьями Владимиром Мономахом и Олегом Святославичем ездил в Половецкую степь для заключения мира.
После смерти в 1113 году Святополка Изяславича киевское княжение по действовашему порядку должно было перейти к Давыду, но этого не произошло. Не известно даже о конфликте по этому поводу Давыда с Мономахом.
В 1115 году Давыд участвовал в походе Ярополка Владимировича на Друцк против князя минского Глеба Всеславича. Вместе с Ярополком Владимировичем они взяли приступом Друцк. Глеб, осажденный в Минске Владимиром Мономахом, сдался. В 1118 году ходил с Владимиром Мономахом и Володарем и Васильком Ростиславичами на владимиро-волынского князя Ярослава Святополчича. После двухмесячной осады Ярослав сдался.
Вместе с Владимиром Мономахом и Олегом Святославичем Давид Святославич был в числе организаторов перенесения мощей святых князей-мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде в новопостроенную каменную церковь. 1 мая 1115 г. состоялось освящение церкви, 2 мая — перенесение мощей (в присутствии Киевского митр. Никифора I и других представителей духовенства).
Памятником его строительной деятельности остался Борисоглебский собор в Чернигове посвященный святым Борису и Глебу. В 1123 г. умер в Чернигове
Дети: Владимир (уб. 1151); Изяслав (ум. 1161); Всеволод (упоминаемый единственный раз под 1116 годом в связи с походом на половцев; он же Всеволодко (князь городенский) по версии черниговского происхождения городенских князей); Святослав Святоша (в монашестве Николай) (ок. 1080 — 1143); Ростислав.