Окончание цикла статей про королевство вестготов. Предыдущие две части можно прочесть здесь и здесь.
Разъединённые смутами, последние вестготские короли оказались беспомощны перед лицом нашествия, и после поражения 711 года вестготское королевство в Испании фактически прекратило своё существование. Практически все популярные статьи на эту тему сходятся на том, что в 711 году был убит Родерих, последний христианский король Испании, после чего власть вестготов сразу же пала. Но факты говорят о том, что процесс завоевания полуострова арабами оказался более сложным, чем принято считать.
Опасность надвигается
В своей замечательной книге «История мусульманских династий в Испании» историк Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари (1578–1632) приводит три причины, почему произошло завоевание Испании: воля Аллаха, бесчестье, нанесённое королём Родерихом дочери владыки Сеуты Юлиана («Илиана»), и, наконец, разрушение магической силы некоего волшебного талисмана, созданного ещё «греками» для того, чтобы охранять страну от захватчиков.
Впрочем, сам историк в качестве основной причины называет не одну из перечисленных трёх, а ту, которая ему представляется наиболее реальной: то обстоятельство, что правителем Африки и дальних земель был назначен Муса ибн Носсейр.
В Африке этот арабский завоеватель подчинил берберов, обратил их в ислам и захватил Танжер – главный опорный пункт края, где посадил своего ставленника по имени Тарик ибн Зейад, которого одни считали вольноотпущенником Мусы, другие свободным человеком из берберского племени.
Когда эти славные деяния были окончены, Муса не без огорчения «не увидел более противников, на которых можно напасть». Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари сообщает: «Когда он обнаружил, что основные города [африканского] побережья уже взяты, он написал своему вольноотпущеннику Тарику… и приказал его войску приготовиться к вторжению в землю Андалусии».
Согласно другой версии, на Андалусию натравливал арабов правитель Сеуты Юлиан. Своим новым друзьям Юлиан описывал вестготов «ослабленными внутренними беспорядками, испорченными привычкой к роскоши и длительным миром».
Традиционно передают историю о дочери Юлиана по имени Флоринда (или Ла Кава), которая прибыла к королевскому двору в Толедо. Там король Родерих влюбился в неё без памяти (согласно поздним романсам – он подсмотрел, как она моет в ручье волосы, «это чудо золотое», и потерял голову). По каким-то причинам взять её в жены Родерих не смог или не захотел. Юлиан жаждал отомстить вестготскому королю за бесчестье дочери и поэтому-то и заключил союз с мусульманами.
Другая, менее поэтическая, но куда более вероятная причина заключается в том, что Юлиан, очевидно, был сторонником Витицы. Как помним, после смерти короля Витицы власть перешла не к его сыну, а к герцогу Бетики Родериху, избранному знатью. Соответственно, сторонники Витицы и его наследника (или наследников) перешли в стан оппозиции и начали искать себе союзников среди внешних врагов Испании. В пользу этой версии говорит тот факт, что, пока жив был Витица, Юлиан стойко оборонял от войск Мусы доверенную ему Сеуту (крепость во владениях вестготов на северном побережье Африки), а вот после коронации Родериха Юлиан почти сразу сдал крепость арабам и сделался их лучшим другом.
В 709 году арабы высадились в районе порта Альхесирас, причём действовали они совместно с Юлианом. Но тогда ничего больше не произошло – вылазка оказалась простой рекогносцировкой.
События получили развитие через год, когда в Испанию «заглянул» отряд из четырёхсот пехотинцев и ста конников под командой Тарика, который «жаждал испытать воинское счастье». Эти пять сотен разграбили плодородную местность в районе Альхесираса, но ни одну крепость не взяли. Они лишь установили, что в стране имеется много богатств и что захваченные рабы красивы. Попробовав Испанию «на зуб», захватчики опять удалились.
Вторжение
В 711 году в Испании высадилось гораздо более значительное войско. Арабский историк перечисляет все данные, какие ему удалось собрать касательно этой высадки. Называют цифру в семь тысяч человек, и в десять, и в двенадцать. Все источники сходятся в одном: подавляющее большинство «армии вторжения» Тарика составляли берберы, а «истинных арабов» среди них насчитывались единицы: на двенадцать тысяч берберов – всего шестнадцать арабов, или на десять тысяч берберов триста арабов.
Кораблей тоже было не много: говорят, Юлиан сумел найти только четыре купеческих судна. Они-то и перевозили через пролив войско, совершив несколько рейсов.
Высадка произошла 19 или 20 июня 711 года. На берегу Тарика остановила некая женщина, вдова гадателя, и сообщила ему, что Испанию, согласно предсказанию, завоюет человек, у которого на левом плече есть родинка с чёрным волосом. Тарик тотчас обнаружил у себя такой знак. Предсказание оказалось правдивым. Войско под командованием Тарика и Юлиана овладело Альхесирасом.
Далее захватчики двинулись к Кордове. Там их встретил племянник короля – одни источники называют его «Венций», другие – Теодомир (у арабов – Тудмир), которому поручено было охранять приграничье. Ценой поражения он сумел задержать продвижение противника, а к Родериху (у арабов – Лудхерику) был направлен вестник с сообщением о вторжении. Арабский историк приписывает вестнику такие выражения: «В нашу землю вторгся народ, чьи имя, страна и происхождение неизвестны мне. Я не могу даже сказать тебе, когда они прибыли – пали ли они с небес или вылезли из-под земли».
Родерих в это время находился в Памплоне – воевал с франками и с упрямыми непокорными басками. Пришлось ему оставить этого врага и обратить внимание на гораздо более серьёзную угрозу. Король отправился в Кордову и оттуда разослал письма всем вестготским властителям, призывая их забыть распри и объединиться перед лицом нашествия.
Не лишено основания предположение арабского историка о причинах, по которым некоторые политические противники Родериха замыслили предательство. Они судили о вторжении Тарика по предыдущим арабским набегам и считали, что Тарик наверняка желает лишь «наполнить руки добычей», а затем уйдёт. Так пусть же чужестранцы «разберутся» с Родерихом и таким образом избавят сыновей Витицы от узурпатора! А уж когда враги уйдут, оппозиционная вестготская знать посадит на трон того, кто будет ей угоден.
Битва на Гвадалете
Решающая битва произошла в воскресенье 19 июля 711 года в провинции Кадис. Её называют обычно «сражение на реке Гвадалете». Некоторые историки полагают, что у Родериха, несмотря ни на что, имелся шанс победить. Роковую роль для короля сыграло предательство: часть его войск оказалась подкуплена друзьями и родственниками сыновей Витицы.
При описании этой битвы пользуются, как правило, красочным рассказом аль-Маккари, забывая о том, что этот добросовестный автор обычно перечисляет все версии события, не пытаясь согласовать их между собой, и прибавляет, что как обстояли дела на самом деле – ведает лишь Аллах.
Согласно его повествованию, похожему на восточную сказку, вестготский король прибыл на поле боя в корзине с шёлковым навесом, которая была прикреплена между двух мулов. Изнеженный и слабый, он в ужасе смотрел на войско Тарика. Дело в том, что король был потрясён неким сбывшимся предсказанием. Родерих, если верить аль-Маккари, заранее знал, как должно выглядеть войско, которому покорится Испания («Андалус»).
Некогда – неторопливо повествует арабский автор – этой землёй владели мудрые «греки». Они «обратились к звёздам» и узнали, что лишь два народа могут нарушить их спокойную комфортную жизнь: арабы и берберы. Мудрая и прекрасная дочь властителя Кадиса, однако, обещала свою руку мудрецу, который создаст талисман, способный предохранить страну от нашествия берберов. Наиболее любознательных отсылаем к длинному и витиеватому рассказу арабского историка, а для краткости сообщим, что такой талисман был создан и хранился в королевском дворце в Толедо в особой «запретной» комнате. Каждый новый правитель вешал на дверь этой комнаты новый замок. Один только безрассудный Родерих сломал все замки и вошёл в комнату. Там и обнаружилось заклинание, помещённое внутри урны, а на стенах висели изображения вооружённых всадников, «выглядевших как арабы, одетые в шкуры животных и имеющие вместо тюрбанов локоны грязных волос». Надпись гласила: «Когда будет разбито заклинание из урны, нарисованные здесь люди вторгнутся в Андалус». …Поэтому понятен великий ужас, объявший короля Родериха, когда вражеские воины оказались точь-в-точь такими, как на картине!
Родерих, согласно аль-Маккари, командовал центром своей армии, а начальство над правым и левым крылом он поручил двум сыновьям Витицы (имена не названы), в чём и заключалась роковая ошибка короля: эти двое возглавляли заговор «в надежде приобрести трон своего отца». Они-то как будто отправили к Тарику гонца с сообщением, что готовы перейти на сторону берберов со всеми войсками – при условии, если тот, подчинив Андалусию, сохранит за ними владения их отца. Тарик предложение принял.
Далее аль-Маккари передаёт, что армия Родериха исчислялась сотней тысяч всадников. Именно эту цифру любят приводить в популярных статьях: мол, маленькая берберская армия запросто разгромила сто тысяч вестготов! При этом почему-то игнорируется другая цифра – сорок тысяч, приводимая тем же скрупулёзным аль-Маккари, не отвергающим ни один из вариантов. И если отнять от сорока тысяч неизвестное нам число предателей (если верить тому же аль-Маккари, это почти две трети армии Родериха), то соотношение сил видится несколько иным.
Впрочем, следует признать, что численность армий в древности и средневековье вообще всегда довольно условна. Примем за данность, что вестготское войско было несколько больше, чем берберское; что берберы были гораздо более пассионарны, нежели вестготы, и что Родериха ослабило предательство сторонников Витицы.
Рассказ арабского историка строится на контрасте: мужественные, одетые в удобные кольчуги воины Тарика против изнеженных «варваров» в роскошных доспехах. Если прибавить к этому «погубленный талисман», то получится яркая, красивая, но вряд ли достоверная сказка.
Тот же историк сообщает, что Родерих в сражении был убит. Якобы Родерих просто сидел на троне под шёлковым балдахином, а Тарик нанёс ему смертельный удар в голову. Кстати, именно такую смерть приписывают Родериху популярные источники информации: очевидно, авторы этих заметок безоглядно поверили аль-Маккари.
Однако этот честный историк тут же прибавляет, что тело короля не нашли: обнаружили только любимого королевского коня, молочно-белого и под золотым седлом, а также сандалию, украшенную изумрудами и рубинами, которая застряла в речном иле. Возможно, Родерих утонул? Если Тарик зарубил короля, то как зарубленный король ухитрился бежать к реке? И если король ездил в корзине, то откуда берберам известен верховой конь Родериха?
Аль-Маккари не пытается примирить эти противоречия и не ищет им разумных объяснений, спокойно признавая, что докопаться до истины спустя столько лет практически невозможно.
Гибель королевства
Преданный в решающий момент сторонниками Витицы, Родерих действительно был разбит и с горстью воинов бежал. Преследуя отступающих, захватчики направились к Кордове. На равнинах близ Севильи произошло ещё одно сражение, и вестготы опять потерпели поражение.
Зато в Кордове Тарику оказали сильное сопротивление. Гарнизон крепости не позволял ему перейти Гвадалквивир. Поэтому Тарик часть войск оставил под стенами Кордовы, а сам совершил обходной манёвр, переправился через реку в другом месте и пошёл прямиком на Толедо, который пал. Через два месяца осады захвачена была и Кордова.
«Утонувший» Родерих в это время находился в Мериде, где собирал новые войска, намереваясь отбить у Тарика Толедо.
Тарик, в свою очередь, обратился за помощью к Мусе. В следующем, 712 году тот прибыл в Испанию с сильным войском, состоящим в основном из арабов, и повёл его к Мериде. По пути он взял Севилью и несколько других крепостей.
Осада Мериды продолжалась в течение года, но, несмотря на мужество защитников, крепость пала. Этот момент оказался переломным в психологическом отношении. Раньше сопротивление арабам было не слишком значительным, а часть гражданского населения вообще относилась к ним с симпатией: случалось, жители открывали арабам ворота городов, и захватчики, оставив незначительные гарнизоны, спокойно уходили.
Теперь же в Севилье вспыхнуло общее восстание христиан, которое распространилось по завоёванным территориям. Муса оставил в городе своего сына Абд-аль-Азиза, чтобы тот подавил мятеж, а сам направился в провинцию Саламанка, преследуя короля Родериха. Вместе с присоединившимся к нему Тариком, явившимся из Толедо, он настиг короля вестготов возле Сегоюэлы.
В сентябре 713 года там же произошло последнее сражение арабов с христианами, в котором последний вестготский король Испании Родерих действительно был убит. Арабское завоевание Испании завершилось.
Предатели, сражавшиеся на стороне арабов, не получили от этой победы желаемых выгод. Ни Тарик, ни Муса не склонны были оказывать покровительство этим «союзникам» и дальше, коль скоро надобность в подобном «союзе» отпала. Впрочем, известен некий граф Фортуний Тараконский, который был в первую очередь озабочен сохранением своего имущества: он охотно отрёкся от христианской религии и получил от новых господ некоторые привилегии.
Но были и другие вестготы, которые не покорились так просто: в Толедо вспыхнуло, на сей раз последнее, восстание против арабов. Муса вернулся в бывшую вестготскую столицу, принудил её к покорности и провозгласил халифа Валида I из династии Омейядов государем испанских земель. Владычество вестготов в Испании закончилось.