В 1960 году в Киеве образовался Клуб творческой молодежи «Современник», к нему присоединились молодые режиссеры, актеры и драматурги, поэты И. Драч, В. Симоненко, В. Стус, В. Чорновол, Е. Сверстюк, И. Дзюба, И. Светличный и художники А. Горская, В. Зарецкий, Г. Зубченко, Г. Севрук, Л. Семыкина.
С юношеским задором молодежь мечтала о свободном творчестве, прочь от унылого однообразия советского официоза. В Клубе устраивались выставки, вечера, читались лекции по украинской культуре, ставились современные спектакли, а художники экспериментировали и развивали разные стилевые направления в поисках своего собственного «я».
Творческая молодежь хотела возродить прерванную традицию украинского искусства, вспоминая работы А. Богомазова, А. Экстер, А. Архипенко, которые в начале ХХ века блистали на европейских вернисажах.
Особо притягательным для них было творчество Михаила Бойчука и его учеников. Бойчук — основатель украинской монументальной школы, опередившей мексиканских муралистов Риверу, Ороско и Сикейроса на десятилетие. Этих украинских художников сегодня относят к «расстрелянному Возрождению», репрессированных деятелей культуры в Украине в 1920—1930-е гг.
Следующее поколение художников, — будущие шестидесятники, — воспитывались в антикультурной атмосфере соцлагеря. С началом оттепели в 1960-е они узнали о «запрещенном искусстве». Путь творческого поиска этих художников был связан с национальной традицией и историей.
Художницу Аллу Горскую (1929−1970) называли «мотором и душой клуба». В Клуб она пришла со своим мужем — Виктором Зарецким — они поженились в 1952 году, будучи еще студентами Киевского художественного института. Жизнерадостный, веселый и живой характер Горской сразу же привлек к ним всеобщее внимание, и на квартире у молодой пары частенько собиралась творческая молодежь.
Основатель клуба, студент режиссерского факультета Л. Танюк так вспоминает приход художников: «Как-то в один прекрасный день сидели мы в большом зале института, человек 50−60, и вдруг открываются двери и заходит большая компания экстравагантных молодых людей: художники! Привела их Алла Горская. Высокая, волосы волнами, белый свитер, синие брюки спортивного кроя. Очень голосистая, жизнерадостная, — мгновенно все переиначила, и через несколько минут мы уже говорили о необходимости развивать искусство украинской театральной афиши, о возвращении к истокам и традициям, о необходимости равняться на самих себя, на Бойчука и Курбаса, быть достойными наших поэтов, которые уже тогда звучали… Собственно, с этого прихода и начался настоящий Клуб творческой молодежи».
Первой работой, которая вызвала «неодобрение» власти, был витраж «Шевченко. Мать», созданный для Киевского университета к 150-летию со дня рождения Т. Шевченко в 1964 г. Над витражом с большой любовью и трепетом работало целое творческое содружество авторов: А. Горская, А. Заливаха, Г. Севрук, Л. Семыкина и Г. Зубченко. Торопились закончить к торжеству, но накануне открытия ректор университета, глянув на витраж, увидел Шевченко за решеткой! Приговор был однозначный: «Витраж дает грубо искаженный, архаизированный в духе средневековой иконы образ Т.Г. Шевченко… В образах витража нет ни малейшей попытки показать Шевченко советского мировоззрения». Витраж уничтожили, а его создателей исключили из Союза художников (правда, через год восстановили).
В следующем году творческая группа начинает заниматься монументальным искусством, вспоминая свою национальную школу Бойчука. Соединение традиции и новаторства привели к яркому и образному искусству. В 1965—1966 гг. А. Горская, Г. Зубченко, В. Зарецкий оформили экспериментальную школу № 5 в Донецке — главный фасад и 8 боковых стен украсили мозаичными панно.
На фасаде школы художники изобразили Прометеев — шахтера и металлурга (задуманный образ Украины руководство не утвердило), а на боковых стенах — стихии: «Огонь», «Вода», «Земля», «Космос», «Солнце», «Недра», «Ветер», «Жизнь».
А. Горская в 1960-е гг. активно выступала против репрессий и гонений, которым подверглись украинские культурные деятели. Она выступила с протестом против сфабрикованного процесса над В. Черноволом, которого обвиняли в национализме. В 1965 г. подписала «Письмо 139-ти», отправленное секретарю КПСС в Москву против преследований украинских художников и писателей. После того, как в 1963 г. Горская и ее близкий круг обнародовали информацию о массовых расстрелах НКВД в 1937 г. в Быковне (Киев), за художниками следили службы КГБ и постоянно вызывали на «беседы».
После «Письма 139-ти» группе смелых художников с большим трудом удалось получить заказ на оформление строящегося Музея Молодой гвардии в Краснодоне (потом его пытались отобрать), ведь этот музей имел огромное идеологическое значение. Эскизы долго не утверждали и художники на свой страх и риск начали работу без утверждения. А потом помог случай: В. Щербицкий (Председатель Совета министров УССР), приехав в Краснодон, сказал о том, как ему понравился строящийся музей, и работы продолжились. Заглавная иллюстрация материала — эскиз мозаики для музея «Молодая гвардия».
В 1970 г. Алла Горская трагически погибла. Она была убита на своей даче в Василькове.
Виктор Зарецкий (1925−1990) после смерти жены своим творчеством не вызывал подозрений у власти. Его художественная манера, как признавался сам художник, менялась четыре раза. Зарецкий ушел в декоративность, искал связь с украинским народным искусством.
Позже художник увлекся импрессионизмом, ну, а особенной его страстью художника стал модерн, — вернее, венская сецессия. В его женских портретах улавливается влияние Г. Климта — в них переплелись чувственность, эротизм, эмоциональность на фоне яркой орнаментики.
Художник-шестидесятник Афанасий Заливаха (1925−2007) принимал участие в создании крамольного витража «Шевченко», в 1966 г. его осудили на пять лет строго режима за антисоветскую агитацию. Срок он отбывал в Мордовии. Художник вспоминает, как его приехала навестить А. Горская и ее не пустили — «она была похожа на княгиню, которую не пускают в ее владения».
Только в 1989 г. прошла персональная выставка Заливахи. В его работах оживает забытая славянская мифология с христианскими символами, он часто вспоминает казацкие времена на своих картинах, а самым любимым образом стала Богородица-украинка.
Общим увлечением для художников-шестидесятников была история и культура Украины и изучение украинского языка. Многие из них сформировались в русскоязычной среде, и приехав в Киев, вспомнили свои национальные корни. Например, Заливаха родился в Харьковской области, долгое время жил в Тюмени, приехал в Киев, вошел в Клуб «Современник», а позже навсегда переехал в Ивано-Франковск. А. Горская родилась в Ялте, жила в Ленинграде и после приезда в Киев с головой погрузилась в историю Украины, писала диктанты, учила граматику, чтобы заговорить на украинском.
Галина Севрук (1929 г. р.) — из этой же команды шестидесятников: она родилась в Узбекистане, а сама происходила из старинного украинского рода Григоровичей-Барских. Поиски национальных тем и новых пластических выражений привели художницу к созданию оригинальной техники — керамического панно.
Соединив живопись, скульптуру и декоративно-прикладное творчество, художница стерла границы между разными видами искусства. Галина Севрук называет глину «благородным материалом», в ее панно воскресает история Киевской Руси, появляются славные образы княгини Ольги, Алимпия иконописца, Ярославны, мифические, сказочные персонажи из «Лісової пісні" Леси Украинки.
После смерти Аллы Горской художница в память о ней пишет картину «Трембитари» и картину «Руки».
Свои графические работы Галина Севрук создала под впечатлением от увиденных на выставке монументального искусства в Киеве 1963 г. работ бойчукистов (через несколько дней их сняли из экспозиции). Художница, как все шестидесятники, увлеклась их идеей — создания национального искусства на основе народных традиций и европейского искусства.
Первые живописные работы Людмилы Семыкиной (1924 г. р.), — художницы из славной когорты «непокоренных», — изображали будни советской страны. После участия в создании витража Шевченко, художницу исключили из Союза художников, а в СССР это значило поставить крест на творческой карьере…
Людмила Семыкина, лишенная возможности участвовать в выставках, ушла в сценографию и стала художником по костюмам, дизайнером и модельером. Началось все с работы над костюмами к фильму «Захар Беркут», в которых отмечают изысканную аристократичность, минимализм средств и цвета, в них доминируют лишь серый, черный и золотой. Позже эти же цвета использует художница в костюмах для серии «Высокий замок» (Шевченковская премия 1997), «Полесская легенда», «Скифская степь», «Княжий век».
«Серый — доминирующий. Навеян армянским камнем, архитектоникой руин. Серый позволяет делать колоссальную паузу для основного акцента. На его фоне деталь становится изысканной. Он начинает властвовать. Это такая музыка, такая гармония… Интеллектуальный, княжеский цвет. Черный — цвет нейтральный, беззвучный. Именно поэтому он таинственный. Пусть кто-нибудь скажет, что земля без тайн. У человека, понимающего эти вещи, кровь меняет свою формулу, наполняется оптимизмом. Вместе с тем — это сила, драматизм и одиночество. Ни одна цветовая гамма не обходится без черного. А золото — это символ солнца, скифско-сарматская душа. Недаром в древнем языке «славянин» означает «тот, кто происходит от солнца» (из интервью газеты ZN.UA. 2004).
И все же украинские творцы — шестидесятники были свободными художниками: каждый из них нашел себя. Их работы сегодня редко увидишь в музеях: большинство из них хранятся в частных собраниях. Впрочем, в Киеве можно поближе узнать о деятельности литераторов, режиссеров, актеров и художников того времени, навестив Музей Шестидесятников на улице Олеся Гончара. Он распахнул свои двери недавно — в 2012 году, став настоящим открытием для поклонников искусства.