Центральная и Восточная Европа, вплоть до появления на этой территории франков под руководством Карла Великого, оставалась настоящим кипящим котлом, в котором варились самые разные этносы. Великое переселение народов, начавшееся в IV веке и ставшее одной из причин гибели Западной Римской Империи, не думало останавливаться. Уже через пару столетий на территорию современной Венгрии приходят новые кочевники — авары, и в 562 году на политической карте Европы появляется Аварский Каганат, державший в страхе соседние племена и государства вплоть до VIII века.
Как славяне появились в Богемии?
Славяне, вытесняемые аварами с восточноевропейской равнины, с середины VI века являются своеобразным авангардом армии кочевников. В результате они расселяются на территории современных Чехии, Словакии и Западной Германии, попав, в то же время, в зависимость от «новых гуннов». По этой же причине некоторые из славянских племён уходят на юг — к границам Византийской империи. Таким образом, авары оказали решающее влияние на ареал расселения предков современных чехов, словаков и югославских народов.
Первые аварские отряды проникли на территорию Словакии, впоследствии ставшей ядром государства Само, в конце VI века. Они подчинили местное славянское население и использовали его экономический и хозяйственный потенциал для проведения своих завоевательных походов. Кроме того, аварские солдаты зимовали в славянских поселениях и брали славянских женщин в наложницы. Такое положение не могло долго держаться — и в определённый момент терпению чехов, мораван и других племён приходит конец.
В 20-е годы VII века начинается серия антиаварских выступлений славянского населения. Для того, чтобы объединить силы в борьбе с тюркскими тиранами, повстанцы организуют союз, который затем трансформируется в знаменитое «государство Само».
Князь Само и Аварский Каганат
Единственный сохранившийся письменный источник, повествующий о событиях тех далёких лет — так называемая «Хроника Фредегара», созданная полулегендарным франкским летописцем в середине VII века. Она состоит из четырёх книг: в первых трёх автор описывал события мировой истории, начиная от Сотворения Мира. Четвёртая же книга — наиболее ценная для историков. Она содержит в себе описание событий, произошедших во франкском королевстве в 584 — 642 годах. Эта хроника была продолжена после смерти Фредегара, в том числе там появляется информация и о государстве Само, история которого тесно связана с историей франков.
Откуда же взялось такое странное, на первый взгляд, название? «Хроника Фредегара» содержит интересную историю, связанную с оформлением союза враждебных аварам славянских племён.
В 623 году на территорию восставших славян прибыл купец из франкского города Санса по имени Само. Первоначальной целью этого человека и его коллег, было налаживание торговли с местным населением. По не совсем ясной причине торговец принял решение сопровождать славян, выдвигавшихся на борьбу против аваров. Хронист сообщал, что Само в боях проявил такую доблесть и мужество, что славяне решили избрать его своим королём.
В это время авары были заняты войной с Византией, поэтому первоначально не придали большого значения выступлениям подчинённых племён. Однако в 627 году каган лично повёл освободившиеся войска в наступление против славян — и потерпел поражение. Когда именно Само возглавил союз племён — неясно, однако не подлежит сомнению то, что он своими выдающимися качествами заслужил такой высокий пост.
Кем же был полулегендарный купец из Санса? «Хроника Фредегара» прямо указывает на франкское происхождение будущего короля. Учитывая, что больше письменных источников, упоминающих этого человека, нет, проблема кажется решённой. Но здесь, как и в случае с Рюриком, во главу угла исторических изысканий XIX — XX вв. начал ставиться политический аспект.
Одна группа исследователей не подвергала сомнению германское происхождение Само, строго следуя тексту «Хроники Фредегара». Другие отмечали, что имя «Само» является производным от более полного славянского варианта «Самослав». За неимением источников этот спор остаётся пустым и представляет интерес только в рамках политических дискуссий. В условиях острого германо-славянского противостояния XIX — начала XX веков это было тем более актуально.
Можно лишь с уверенностью сказать, что Само, вне зависимости от своего этнического происхождения, долгое время провёл в государстве Меровингов и был воспитан в совершенно ином политическом и культурном поле, более прогрессивном, чем славянская «военная демократия». Таким образом, его опыт и знания, приобретённые в более «продвинутом» государстве, по достоинству оценили повстанцы. Само правил в течение 35 лет, пользуясь при этом безусловным авторитетом.
Государство франков против славян
На победе над Аварским каганатом история первого славянского государства отнюдь не закончилась. Удар, нанесённый повстанцами бывшим хозяевам, не стал окончательным — Само приходилось постоянно отбиваться от претензий тюркских правителей восстановить статус-кво. Проблемы возникли впоследствии и на западной границе — славянам пришлось противостоять и франкскому королевству.
«Хроника Фредегара» сообщает о разрыве между франками и славянским союзом племён в 632 году. Причиной этому послужило убийство франкских торговцев на территории государства. Франкский король Дагоберт отправил посольство к Само с требованием справедливого и немедленного наказания виновных в совершённых преступлениях. Славянский князь отказал в немедленном разбирательстве, пообещав лишь организовать на своей территории суд для выяснения обстоятельств произошедшего.
Франкский посол, значительно превысив свои полномочия, требовал от Само даже присягнуть на верность королю, на что получил безусловный отказ. Посланника выгнали из пределов государства. Узнав об этом, Дагоберт приказал собирать войска. «Холодный» конфликт перерос в «горячий».
Война проходила с переменным успехом. Победы одерживали и франки, и славяне. Однако Дагоберт не смог склонить чашу весов в свою пользу — отряды Само часто вторгались на территорию королевства и разоряли города и сёла Тюрингии и других областей. Военные успехи славян Само были настолько значительными, что вождь лужицких сербов Дерван, долгое время хранивший верность франкским самодержцам, в результате влился в конфедерацию независимых славянских племён.
Историческое значение государства Само
В 662 году Само скончался. Как это часто бывало в те далёкие времена, без сильного лидера держава стала трещать по швам. Славянские племена, у которых теперь не было большой надобности в объединении против сильного противника, которыми были авары, стали самостоятельно определять вектор своего дальнейшего развития. В Среднем Подунавье начинают формироваться сильные славянские государства — княжества Моравское и Нитранское, которые довольно успешно действовали против грозных аваров. Они платили дань тюркским соседям, однако авары, наученные горьким опытом, отказались от наиболее агрессивных и радикальных методов контроля над населением.
Держава Само была первым опытом славянской государственности. Хотя именно «государством» в полном смысле этого слова это территориальное образование, всё же, назвать нельзя. Скорее, имел место быть временный союз племён, направленный против общего врага — Аварского каганата. А авторитетный лидер, коим являлся франкский купец Само, волею судеб оказался на вершине, при этом, не имея достаточных полномочий в участии во внутренней жизни населения. Он был скорее военным лидером, «вождём» — и с этой ролью он справился более чем успешно.