Штрихи к портрету Луиса Уэйна, художника, который очень любил кошек
0
1
0
1,072
просмотров
В последней декаде октября в прокат выходит биографический фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна», где главные роли сыграли Бенедикт Камбербэтч и Клэр Фой. В основе сюжета — трагическая судьба иллюстратора эдвардианской эпохи, прославившегося своими рисунками антропоморфных кошек. Его жизнь и творчество позже стали предметом многолетних споров среди психиатров. Но было бы неправильно, если бы их аргументы испортили нам наслаждение от остроумных, милых и искренних работ Уэйна.

Вот несколько ключевых фактов его биографии...

В одном из интервью Камбербэтч сказал: «Мы планируем преподнести аудитории искреннюю, воодушевляющую, игривую, заставляющую задуматься историю о стойкости, творчестве и непреходящей силе любви». Неудивительно, что в центре фильма, судя по этим словам — отношения Уэйна с его женой Эмили Ричардсон, а жизни после Первой мировой войны уделено незначительное внимание. Сценаристов можно понять: вряд ли у публики найдёт горячий отклик история непрактичного человека, пережившего несколько финансовых кризисов и закончившего жизнь в сумасшедшем доме.

Кроме того, информация о его последних годах довольно скудна и неточна, а работы — не датированы и не систематизированы. Вообще же считается, что Луис Уэйн за свою карьеру создал 150 тысяч рисунков, обложек книг, комиксов, реклам, керамики и эскизов.

Художник с детства

Луис Уэйн была старшим ребёнком и единственным сыном у своих родителей. У него было ещё пять сестёр. Дети провели всю жизнь с матерью-француженкой — за исключением самой младшей, которую поместили в лечебницу в возрасте тридцати лет.

По словам самого Уэйна, склонность к рисованию у него начала проявляться в раннем возрасте. «Мама говорит, что в детстве я всегда очень любил раскрашивать и часами развлекался, раскладывая опавшие листья», — рассказал он в одном из интервью.

Однако из-за слабого телосложения ребёнком он много болел, его тревожили кошмары: «Меня преследовали призраки — на улицах, дома, днём и ночью. Мне казалось, что я карабкаюсь по огромному бесконечному шару, снова и снова, пока от ужаса я не приходил в себя и тогда видение исчезало». После того как мальчик в 10 или 11 лет выздоровел от скарлатины, миражи внезапно прекратились.

Открытка «Непослушный котик» (ок. 1898).

Поскольку Луис родился с расщеплённым верхним нёбом («заячьей губой»), ему не разрешали посещать школу до десяти лет. Но и потом он убегал с уроков, отправлялся бродить по Лондону, рисовать в парках и музеях. А ещё Уэйн проводил время в лондонских доках, подслушивая красочные истории о моряках. Во время таких вылазок он собрал разнообразную «коллекцию» человеческих типажей, которых позже выводил в своих карикатурных или сатирических работах.

Окончательное образование Луис Уэйн получил в Художественной школе Западного Лондона. К двадцати годам он добился успеха, но из-за внезапной смерти отца был вынужден заботиться о матери и сёстрах.

Луис Уэйн. Холостяцкая вечеринка
Луис Уэйн. Я счастлив, ибо все меня любят
Луис Уэйн. Кошачий хор
Луис Уэйн. Академия кошек
Луис Уэйн. Судебное разбирательство

Эмили и Питер

Эмили Ричардсон была гувернанткой сестёр Уэйна, на 10 лет старше Луиса (актриса Клэр Фой, которая сыграла её в фильме, в жизни на восемь лет младше Бенедикта Камбербэтча). Ей было 33 года, когда они поженились. Такая разница в возрасте была столь возмутительной в викторианской Англии, что ни один из членов семьи Уэйнов не присутствовал на церемонии.

Клэр Фой и Бенедикт Камбербэтч в фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна»

Луис и Эмили поселились в новом доме. Вскоре ей поставили смертельный диагноз — рак груди. Молодожёны взяли чёрно-белого котёнка, которого назвали Питером — он стал для них почти ребёнком. Чтобы развлечь больную жену, художник научил его сидеть неподвижно в очках перед книгой — словно за чтением. Постепенно Уэйн начал делать наброски своего любимца, и со временем кот стал для него неисчерпаемым источником вдохновения.

В 1887 году журнал The Illustrated London News опубликовал рисунок Уэйна «Рождество у котят» со ста пятьюдесятью кошками в специальном праздничном выпуске. В одиннадцати секциях иллюстрации коты, часто напоминающие Питера, сочиняют приглашения, моют посуду, произносят тосты и так далее. Это была сенсация.

К сожалению, 36-летняя Эмилия умерла через неделю после выхода номера. Её смерть стала для Луиса ударом, от которого он так окончательно не оправился.

«Короткоухий затянул соло. Все коты присоединились и спели хором к удовольствию Мадам». Иллюстрация
Луис Уэйн, «Рождество у котят» (1886)
Луис Уэйн, «Наши котики. Домашняя история» (1884). Питер изображён на фрагментах с первого по пятый
Луис Уэйн. Кот в саду
Луис Уэйн, открытка «Уильям Джиллет в роли Шерлока Холмса» (1902)
Луис Уэйн, «Питер» (1883)

Зоозащитник

К тридцати годам Уэйн стал одним из самых известных иллюстраторов Англии. Его коты встали на задние лапы, начали широко улыбаться и выражать другие преувеличенные эмоции, а также носить изысканные костюмы. Они музицировали, рыбачили, играли в теннис, пили чай, учились в школе и играли куклами — то есть воплощали всё, что было весело и стильно в эдвардианские времена.

Художник также считается одним из первых защитников прав животных. В 1887 году он основал и возглавил Национальный клуб кошек и поддержал несколько благотворительных организаций, например, Общество противников вивисекции, Общество защиты кошек и Лигу наших бессловесных друзей.

В Англии вплоть до викторианских времён распространённым развлечением у простолюдинов по выходным было швыряние мешков с котятами в реку или огонь. Считается, что именно искусство и общественная деятельность Уэйна тронули сердца и воображение эдвардианцев из высших слоев общества и породили идею заводить котов как домашних любимцев. Постепенно жестокое обращение с животными стало неприемлемым.

Луис Уэйн. Веселье на пляже
Уильям Хогарт, «Первая стадия жестокости» (1742)
Луис Уэйн. Воздушный змей
Луис Уэйн. Игроки в гольф
Луис Уэйн. Дома после полудня
Луис Уэйн. Мой друг принц
Луис Уэйн. В солнечной Испании
Луис Уэйн. Кошачий цирк. Акробаты
Луис Уэйн. Игра в диаболо

Америка

Открытки и иллюстрации Уэйна тиражировались миллионами. Перед Второй мировой войной они заполнили стены и книжные полки почти всех детских комнат в Англии. Однако Луис Уэйн не мог похвастать богатством. Одной из его хронических ошибок было пренебрежение авторскими правами и защитой своих работ.

В 1907 году Уэйн практически без гроша в кармане поехал в Нью-Йорк, чтобы работать в том числе на Hearst Magazine. Там он создал популярные комиксы — «Кошки о городе», «Грималкин», «Приключения Билли Котёнка», «Приключения Тоби Мальтийца», «Приключения Тома Царапкина», «Том Кэтт» и «Семья Бархатные Лапки». Они стали стилистическими предшественниками ранних анимационных роликов.

Майское дерево Луис Уэйн 1890-е

Но Уэйн критично относился к Нью-Йорку, и из-за этого стал объектом нападок в прессе. Он вынужден был вернуться в Англию — с ещё меньшим количеством денег из-за неосмотрительных инвестиций в новый тип «вечной» лампы. По дороге домой он получил сообщение о смерти матери, что добавило соли на его раны.

По возвращению в Англию Уэйн сделал ещё одну попытку вернуть былую популярность и создал серию керамических кошек под влиянием новомодных стилей — кубизма или футуризма. Но они не получили признания британцев, и художник решил поискать счастья в Штатах. Однако крупная партия статуэток, направлявшаяся в Америку, погибла на корабле, который атаковала немецкая подлодка (дело было во время Первой мировой).

Позже кошек вернула в производство чехословацкая гончарная компания «Амфора». Некоторые фигурки были подписаны именем Уэйна, другие — нет. На рынке до сих пор «гуляет» множество подделок.

Сумасшедший дом

После войны эмоциональный стресс и тревожность Уэйна усилились. Со временем из мягкого и доверчивого человека он превратился во враждебного и жестокого. В 1924 году художник разделил судьбу своей младшей сестры и был помещён в нищенские условия Спрингфилдской психиатрической лечебницы. Год спустя его нашли там журналисты и, благодаря шумихе в прессе, а также вмешательству писателя Герберта Уэллса и премьер-министра Стэнли Болдуина, иллюстратора перевели в знаменитую Бетлемскую клинику, а затем в более комфортное учреждение в Хартфордшире с прекрасным садом. Там он прожил оставшиеся годы, рисуя кошек из местного питомника.

Луис Уэйн умер 4 июля 1939 года и был похоронен в могиле своего отца на римско-католическом кладбище Святой Марии в лондонском районе Кенсал-Грин. К сожалению, за захоронением никто не следит, но на него регулярно возлагают цветы.

Уэйн в клинике (ок. 1935)
Луис Уэйн на фоне мольберта (ок. 1929)
Луис Уэйн примерно в 1890 году
Надгробие на могиле Луиса Уэйна

От милого до безумного

Существует множество теорий о причинах и развитии болезни Уэйна. В 1940-х годах психиатры-теоретики выдвинули предположение о шизофрении — тогда это было модное слово для любого ментального отклонения. Первым это предположение выдвинул психолог Уолтер Маклай, который в 1939 году купил несколько рисунков Уэйна в лавке старьёвщика. Он составил так называемую «Знаменитую восьмёрку», которую называют «От милого до безумного» (From Cute to Crazy). Она, якобы, иллюстрирует развитие шизофрении у пациента.

Однако Луис Уэйн не датировал свои рисунки, и поэтому теория Маклая не подтверждается. Её противники говорят, что в лечебнице художник создавал одновременно и «реалистичных», и «абстрактных» котов.

«Знаменитая восьмёрка» Уолтера Маклая

Одна из версий гласит, что Уэйн заразился токсоплазмозом через кошачьи фекалии, и это вызвало шизофрению. Но нет достоверных исследований, подтверждающих, что паразиты могут быть единственной причиной шизофрении и вообще имеют к ней отношение.

Современные психиатры склонны подозревать, что Уэйн страдал синдромом Аспергера. При этом расстройстве люди в целом сохраняют речевые и когнитивные способности, но испытывают трудности в общении и ограничиваются повторяющимися интересами и занятиями. При этом художественные способности Уэйна не ухудшались со временем, как это происходит у шизофреников.

Луис Уэйн. Кот-калейдоскоп IV
Луис Уэйн. Кот-калейдоскоп
Луис Уэйн. Психоделический котенок
Луис Уэйн. Кот-калейдоскоп VI
Луис Уэйн. Кот-калейдоскоп V
Луис Уэйн. Кошечка
Луис Уэйн. Лесная опушка
Луис Уэйн. Кот-калейдоскоп II
Луис Уэйн. Кот-калейдоскоп VII

Склонность к абстрактным паттернам может объясняться тем, что мать художника в своё время создавала узоры для тканей, а сам он любил калейдоскопы. Его сёстры предполагали, что безумие брата было результатом удара головой после падения с омнибуса в 1914 году. Тогда экипаж резко наклонился, уворачиваясь от кошки, которая перебегала дорогу. Говорят, что придя в сознание, Уэйн первым делом спросил: «С котом всё в порядке?».

Так или иначе, чёткого ответа о том, чем страдал Луис Уэйн и каковы были причины заболевания, нынешняя медицина дать не может.

Чехарда Луис Уэйн 1915

Вместо эпилога

Герберт Уэллс в своё время сказал о Луисе Уэйне: «Он присвоил себе кошек. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Английские кошки, которые не выглядят и не живут как коты Уэйна, должны стыдиться самих себя».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится