Катон Старший: политик, писатель и идеолог
А его «Начала»? Разве они не содержат все цветы и все украшения красноречия? (Цицерон, «Брут»)
Написание трудов по истории и земледелию было для Марка Порция Катона не просто досугом. Через них он продвигал свою идеологическую линию. Хотя большая часть трудов Катона Старшего утрачена, в историю он вошел, прежде всего, как писатель, идеолог и автор фразы «Карфаген должен быть разрушен».
Катон был способным полководцем. Он успешно командовал римскими войсками в Испании, заслужив триумф. В 171 году до н. э. во время войны против Антиоха III Катон в ранге военного трибуна придумал и провел обходной маневр в Фермопильском ущелье, который и принес победу римлянам.
Сохранился труд Катона «Земледелие» («О земледелии»). Но кроме него он написал и историческое сочинение «Начала». В этот период складывалась национальная римская историография. Ряд старших современников Катона написали свои «Анналы», в которых по хронологии излагали историю Рима. Все они писали по-гречески.
Катон первым решил писать национальную историю на латыни и язвительно критиковал современника Постумия Альбина, писавшего историю по-гречески и извинявшегося за возможные ошибки в языке.
Исторический труд Катона охватывал историю Рима с древнейших времен до современности автора. «Начала» отличались от трудов современников по ряду признаков. Во-первых, Катон написал их на латыни. После этого он отказался от традиционной датировки по Олимпиадам и начал отсчитывать события от разрушения Трои, потому что это событие римляне считали началом своей истории.
Последующие писатели отмечали внимание Катона к датировкам событий древней истории и отдавали ему предпочтение перед датировками других анналистов.
Катон первым написал историю не только римлян, но и других народов Италии. В первой книге шла речь об истории Рима, во второй и третьей — остальных италийских городов (поэтому книга и была названа «Начала»), в двух последних — о Пунических войнах. Последние книги отличали краткость и тот факт, что автор вообще не называл имен полководцев, командовавших римскими войсками.
Марк Туллий Цицерон: оратор, политик и теоретик
Оратор Марк Туллий Цицерон был уроженцем города Арпин. Всю жизнь он совмещал занятия науками с адвокатской, а затем политической карьерой. У авгура Муция Сцеволы он учился праву, у гостившего в Риме философа Филона из Лариссы перенял интерес к философии. После этого он продолжил обучение философии у философа-стоика Диодота, затем учился в Афинской Академии. Вслед за этим Цицерон отправился на Родос к оратору Аполлонию Молону, который окончательно отточил ораторское искусство римлянина.
В историю Цицерон вошел, прежде всего, как искусный оратор. Поэтому его главные сочинения посвящены ораторскому искусству. Около 55 года до н. э. Цицерон создал трактат «Об ораторе», в котором поразмышлял о важнейших для оратора качествах.
Во время войны между Цезарем и Помпеем Марк Туллий поддержал последнего. После поражения Помпея Цезарь помиловал Цицерона, но он был вытеснен из политической жизни. Он жил в Риме, пользовался милостью победителей, регулярно общался со сторонниками Цезаря и выступал перед ним и сенатом с речами в защиту некоторых изгнанников. В период вынужденного безделья оратор написал серию ученых трудов.
В 46 году до н. э. после поражения в войне с Цезарем в Утике (Северная Африка) покончил с собой Катон. Цицерон рискнул написать трактат «Катон», в котором прославлял этого политика. На ту же тему в одноименных трактатах высказались Марк Брут и Марк Фадий Галл. Цезарь и его соратник Авл Гирций ответили трактатами, названными «Антикатон».
В 45 году до н. э. Цезарь однажды навестил Цицерона в его поместье. Оба политика долгое время беседовали, но не касались серьезных тем. Обсуждали литературу.
За два года до убийства Цезаря Марк Туллий написал диалог «Брут», посвященный Марку Бруту, которому только предстояло стать убийцей. В трактате Цицерон исследовал историю ораторского искусства Рима. Он выделил пять эпох развития этого искусства: древнейшую, время Катона Старшего, время братьев Гракхов, время Марка Красса и Антония (90-е годы до н. э.) и время Гортензия и самого Цицерона. Свое творчество автор «Брута» считает вершиной ораторского искусства Рима. В созданном тогда же трактате «Оратор» Цицерон размышлял о пользе для оратора философского образования и развивал учение о стиле.
Марк Туллий написал множество философских трудов, которые сохранились частично. Также Цицерон занимался переводами. Он перевел на латынь диалог Платона «Тимей», написал трактат, в котором превозносил ораторское мастерство Демосфена. Этот трактат стал предисловием к переводу на латынь речи Демосфена «О венке» и речи его противника Эсхина.
Гай Юлий Цезарь: записки диктатора
Записки, им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. (Цицерон, «Брут)
С юности Цезарь был увлечен не только политикой, но и наукой с искусствами. Он не оставлял ученых занятий до конца жизни, которую оборвали кинжалы заговорщиков. В юности Цезарь написал поэму «Похвала Геркулесу», трагедию «Эдип» и «Собрание изречений». Позже император Август официально запретил издавать эти ранние сочинения будущего диктатора.
Во время перехода через Альпы он написал трактат по грамматике «Об аналогии». После войны с помпеянцами он написал поэму, посвященную своему походу в Испанию для завершения войны со сторонниками Помпея.
Главные сочинения Цезаря — «Записки о Галльской войне» и «Записки о Гражданской войне». В первом из них полководец последовательно излагает историю своих военных кампаний в Галлии. Оба сочинения остались незаконченными. Последнюю, восьмую, книгу «Галльской войны» дописал соратник Цезаря Авл Гирций.
В предисловии к восьмой книге «Записок о Галльской войне» Гирций написал, что хочет дополнить сочинение Цезаря и соединить записки о Галльской и Гражданской войнах, а затем закончить «Записки о Гражданской войне», доведя изложение до убийства диктатора. В планы полководца и писателя вмешалась смерть — Гирций погиб в 43 году до н. э. в битве против войск Марка Антония.
Возможно, Гирций написал и «Александрийскую войну», официальный автор которой не установлен. Есть два других сочинения, приписываемые Цезарю и повествующие о продолжении гражданской войны в Африке и Испании.
Исследователи признают их невысокий литературный уровень — их авторами, вероятно, были другие военачальники Цезаря.
Считал ли Цезарь свои записки серьезным научным трудом? Название «Записки» указывает, что для него это были скорее мемуары, чем исторический труд. Цицерон писал, что полководец писал «Записки» как материал для будущих историков, которые будут использовать их при написании своих трудов.
Стиль Цезаря отличается от художественной историографии его времени и II века до н. э. Он отказывается от риторических приемов и пространных речей в тексте. Автор сосредотачивается на вопросах военного искусства и топографии. Он точен в описании численности войск. Еще одна цель — оправдание своих действий. Он убеждает читателя, что Галльская война началась как оборонительная, а Гражданская была спровоцирована его противниками.
Марк Брут: убийца Цезаря, оратор и философ
…равно как уступим, право же, Брута его возлюбленной философии; ведь речи менее всего доставили ему славу, и это признают даже его поклонники. (Тацит, «Диалог об ораторах»)
Марк Юний Брут прожил недолгую, но богатую событиями жизнь, самым знаменитым событием которой стало убийство Цезаря. Хотя современники и римляне I века нашей эры помнили его не только как политика, но и как интеллектуала.
По свидетельству Плутарха, Брут досконально изучил эллинскую философию, и особо его впечатлила философия Платона и Древней Академии. Марк Юний был мастером судебных и торжественных речей, образцы его мастерства цитировали еще авторы эпохи империи.
Он находил время для ученых занятий в перерывах между боевыми действиями. Во время гражданской войны Брут присоединился к Помпею. Все время, которое не находился при полководце, посвящал научным занятиям. Накануне битвы при Фарсале Брут до глубокой ночи делал извлечения из «Всеобщей истории» Полибия.
Начиная с I века до н. э. в римской литературе стал популярным жанр эпитом — извлечений и кратких конспектов исторических трудов. В виде эпитом до нас дошла «Всеобщая история» Помпея Трога, о большей части римской истории Тита Ливия мы тоже судим только по конспектам, составленным Флором. Подобные эпитомы делал и Марк Юний Брут.
Кроме Полибия он сделал извлечения из исторического труда Целия Антипатра, автора, написавшего во II веке до н. э. историю войны с Карфагеном. Сведения об этой эпитоме сохранил для нас Цицерон в переписке с другом Аттиком.
Император Клавдий и его исторические труды
Тиберий Клавдий Август Германик, вошедший в историю как император Клавдий, начал сочинять исторические труды в юности. Заняться историческими штудиями принцу посоветовал историк Тит Ливий. В юности же он впервые выступил с чтением своей истории на публике. Увы, перед самим выступлением под каким-то слушателем подломилась скамейка, и будущий принцепс все выступление хихикал, вспоминая это.
В своем историческом труде Клавдий изложил историю от убийства Цезаря до времени своей жизни. Писатель считал, что невозможно написать достоверную историю отдаленных по времени событий, поэтому сосредоточился на недавней истории и посвятил ей 41 книгу.
Также император изложил в 8 книгах историю своей жизни. Тему ораторского искусства Клавдий затронул в трактате «В защиту Цицерона против писаний Азиния Галла». Светоний охарактеризовал его как «произведение весьма ученое».
Еще Клавдий ввел в латинский язык три новые буквы — антисигму, перевернутую F, половинную H. До принятия власти он посвятил этим буквам книгу, а во время царствования — добился введения их в латинский алфавит.
Император любил греческую культуру, хорошо знал древнегреческий, считал его вторым родным языком. По-гречески Клавдий написал историю этрусков в 20 книгах и историю Карфагена в 8. Принцепс приказал пристроить к Александрийскому Мусейону еще один корпус, получивший его имя. В специальные дни читали в обоих корпусах Мусейона карфагенскую и этрусскую истории Клавдия.
Риторическое и философское образование плотно вошло в жизнь элита Древнего Рима. Все молодые люди, имевшие политические амбиции изучали риторику, философию и читали исторические труды. Неудивительно, что они сохраняли интерес к ней и после того, как начинали сами творить историю.