«Почтив хозяина приветом»: первые альбомы
Традиция вести альбомы с памятными записями от друзей и поклонников пришла от немцев во время правления Екатерины Второй. Сначала альбомы вели только мужчины, в них собирали дружеские послания.
У глав знатных семей, которые устраивали званые балы и принимали почетных гостей, обязательно были альбомы. Хозяин мог предложить почитать записи в нем в качестве развлечения или похвастаться посланиями важных известных людей, которые бывали в его доме.
Оставить запись в альбоме хозяина полагалось по правилам приличия и этикета. Одно из таких гостевых посланий написал Пушкин для издателя Ивана Сленина: в памятном тексте он благодарит хозяина за прием.
Вхожу в него прямым поэтом,
Как в дружеский, приятный дом,
Почтив хозяина приветом
И лар молитвенным стихом.
В книгах юношей строки на память писали друзья. Так делали, к примеру, лицеисты — пушкинские однокашники. В мужские альбомы оставляли записи деловые партнеры, известные поэты, а художники рисовали небольшие картины. В книгах дипломата Павла Бакунина и его жены сохранились рисунки европейских мастеров живописи, среди которых Жан-Франсуа Тома де Томон и Жан-Батист Лепренс. А в семье Брюлловых был альбом с рисунками и карикатурами на скульптора Ивана Витали, великого князя Михаила Павловича и самого Карла Брюллова.
От стихов до рецептов
В XIX веке традиция стала популярна и среди женщин. Журнал «Библиотека для чтения» писал, что это «неотъемлемая принадлежность всякой благовоспитанной девицы».
Свои книжечки девушки не только наполняли стихами от подруг и кавалеров, но и украшали страницы вензелями, орнаментами с ангелами, цветами и сердцами, хранили между страницами засушенные цветы и листья.
Альбому придавалось сакральное значение: он был одним из символов взросления. Алина Шокарева в книге «Дворянская семья: культура общения. Русское столичное общество первой половины XIX века» пишет, что день, когда девушке дарили первый альбом, был одним из важнейших в жизни.
Альбомы в начале века были небольшими и умещались в дамскую сумочку. В 20–30-е годы они стали крупнее, наряднее и изысканнее, с богатой тканевой или кожаной обложкой, металлическим переплетом и разноцветными страницами.
У книги была своя структура. Первую страницу оставляли пустой. Существовала даже примета: с тем, кто ее откроет, могло произойти несчастье. Дальше записи оставляли родители и старшие друзья, потом — подруги, а в самом конце писали возлюбленные. В «Евгении Онегине» сохранилось упоминание, что на последнем листе альбома барышни собирали комплименты, оставив кокетливую запись: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня».
Поэт Евгений Баратынский в одном из своих посланий девушке, пошутил, что альбомы необходимы для того, чтобы не забыть имен своих поклонников.
Вы слишком многими любимы,
Чтобы возможно было вам
Знать, помнить всех по именам;
Сии листки необходимы.
Содержание альбомов купеческих и дворянских девушек отличалось. Представительницы знатных родов старательно следили за наполнением книги, так как знали, что ее будут смотреть в обществе. В дворянских дневниках было много романтики — не только стихи, но и рисунки на темы любви, дружбы, смерти. Купеческая же дочка могла вести альбом для себя, записывая в него и бытовые заметки: рецепты, списки покупок.
Классики на страницах альбомов
Поэзия составляла основу девичьих книг. В альбомы писали классики золотого века: Батюшков, Баратынский, Вяземский, Языков, Лермонтов. Позже стихи публиковались и становились хрестоматийными.
Немало зарифмованных посланий барышням оставил Пушкин. В альбомах учениц Смольного института обнаружены его стихи «Что в имени тебе моем», «Цветок», «Если жизнь тебя обманет…», «Долго сих листов заветных...», «Элегия», «Ангел» и другие. Некоторые встречаются дважды в книгах разных девушек.
Юноши, которые не были поэтами, тоже оставляли свои послания. В альбоме одной из барышень сохранились строки кавалера по имени Коля Яновский, который посвятил своей возлюбленной Мане стихи и зашифровал в буквах первых строчек ее имя.
М я букву обожаю
А я пламенно люблю
Н я к сердцу прижимаю
Я забыть я не могу.
Иногда молодые люди вписывали в альбом стихи известных поэтов: кто-то — полностью копируя текст оригинала, кто-то — приближая к своей ситуации, но почти никогда не указывая имя автора.
К поэтическому тексту относились достаточно вольно. Например, меняли «ты» на «вы», а полнозвучные рифмы «рукою — весною» на «рукой — весной». Особенно часто переделывали стихи Пушкина, который был очень популярен, но к девичьим альбомам относился с иронией, указывая, что их «измарали с конца, с начала и кругом назло правописанью».
Тем не менее современники подчеркивали важность женских альбомов в вопросе просвещения и образования. Журнал «Благонамеренный» иронично замечал: «Альбомы распространили у нас вкус к чтению — приохотили к литературе!» и благодарил женщин за то, что приучили мужчин писать стихи и доставили «приятное и полезное занятие молодым людям».