Он признавался, что всю жизнь был пессимистом, и лишь в последние годы жизни научился веселить не только клиентов, но и себя самого. Родившись в Италии в 1931 году, он прожил долгую жизнь, наполненную до краев… работой. Все интересные факты в его биографии были связаны только с создаваемыми им вещами – словно вне творчества никакого Алессандро Мендини не существовало.
Послевоенный итальянский дизайн был воплощением «хорошего вкуса». Считалось, что дизайнер должен создавать минималистичную, гармоничную, идеально выверенную мебель, лаконичные бытовые предметы сдержанных тонов - и не более. Мендини, получивший диплом архитектора и работавший в качестве координатора проектных групп, как-то совершенно спонтанно оказался в кругу радикально настроенных молодых людей, которым страшно надоела сухость и простота «хорошего дизайна».
В 1970 году его пригласили на должность главного редактора журнала «Casabella», и здесь Мендини развернулся на полную катушку, превратив журнал в средоточие радикальных, анархистских идей – конечно же, в области дизайна и архитектуры. Мендини приложил руку к созданию творческих объединений «Мемфис» и «Алхимия», фактически создавшими постмодернистский дизайн, свежо и вольно обходившийся с формой, цветом, культурными заимствованиями и отсылками, оперировавший иронией и образами бессознательного, включая и эротические мотивы. Чуть позже Мендини возглавил культовые журналы для архитекторов и дизайнеров Modo и Domus, где продолжил продвигать самые невероятные проекты.
Как дизайнер, Меднини часто вдохновлялся литературой, в основном философской – некоторые его работы служат ответом Бодрийяру, другие иллюстрируют творчество Руссо или Дидро. В 1978 году он придумал кресло Proust, посвященное, как следует из названия, Марселю Прусту. При этом никакой связи с творческом Пруста на первый взгляд не прослеживается – это кресло в стиле XVIII века, в обивке которого использованы мотивы полотна «Луг» Поля Синьяка. «Оно бы ему понравилось», - так пояснил Мендини выбор названия. Впоследствии «Пруст» перевыпускалось несколько раз, в том числе и… высеченное в мраморе.
Среди созданной дизайнером мебели есть объекты с громкими названиями вроде «Энгр», «Хокусай», «Тернер», «Канова» - непосвященному зрителю на так-то просто сообразить, куда дизайнер спрятал отсылку к тому или иному великому художнику!
Мендини много занимался выставочной, организационной и преподавательской деятельностью, открывая, по сути, лаборатории современного дизайна.
Дизайн – это вовсе не свободный полет фантазии, дизайн-проектирование всегда ограничено возможностями производства и эргономичностью использования, но то, что делал Мендини, превращало инженерию в психоделическое путешествие. Исследователи его творчества видят в Мендини вовсе не веселящего публику Арлекина, а фигуру почти трагическую, осознавая, какое огромное количество сил, душевных, интеллектуальных и физических, отдал этот человек, чтобы изменить привычные представления о дизайне.
В начале 80-х годов на фоне депрессивного эпизода Алессандро Мендини «ушел в подполье», практически перестав заниматься проектированием для промышленности. В этот период он разрабатывал инсталляции и организовывал перфомансы, проникнутые духом разочарования. Но после нескольких лет печали и одиночества Мендини вдруг вернулся в культурную жизнь Италии с новым громким проектом – журналом «Ollo», где практически не было текстов, кроме подписей к иллюстрациям и фотографиям.
В конце 80-х Мендини активно работал, проектируя мебель, аксессуары и офисные помещения. Вместе с братом в 1989 году он основал собственную проектную студию, занимавшуюся в том числе архитектурой и интерьерами.
В 90-х создал знаменитую коллекцию кухонных приборов, посвященную своей подруге Анне Джили. Ее образ – черты лица и очертания модной стрижки – повторяется в форме солонок, штопоров и вилок. Эти вещи доступны широкому потребителю и сейчас.
Мендини называл свою деятельность «банальным дизайном». По сути дела, он брался за самые обыкновенные вещи – шкафы и стулья, посуду, сантехнику – и превращал их в нечто необычайно сложное по смысловому содержанию, визуально – яркое и привлекательное, понятное на эмоциональном уровне как высокообразованным критикам, так и простым потребителям. Улыбающийся штопор – это и повод пофилософствовать, и отличное украшение вечеринки для самых близких друзей.
Будучи успешным дизайнером, главных своих наград Мендини удостоился за деятельность в качестве преподавателя, культуролога-исследователя, критика и теоретика дизайна. Ему была присуждена премия Compasso d'Oro («Золотой циркуль») в 1979 году, а в 2015 году и Eвропейская премия по архитектуре – за «гуманизм в духе мастеров Возрождения».
Последние годы жизни стали для него, возможно, самыми бурными по числу проектов, а он сам часто говорил, что мир – слишком жестокое место, а значит, его миссия – дарить людям счастье. После восьмидесяти лет он не пропускал ни одной недели дизайна, экспериментировал с новыми материалами, поработал с маркой молодежной одежды Supreme…
Его проекты фактически имеют статус произведений искусства. Сегодня их можно увидеть в постоянной экспозиции Музея современного искусства и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке, в Центре Помпиду в Париже. Количество свежих, ярких, неожиданных идей, произведенных на свет дизайнером, контрастирует с невероятно скудными сведениями о его личной жизни. Любовью всей его жизни был дизайн.
Мендини не стало в 2019 году – но незадолго до смерти дизайнер упоминал, что у него есть планы и на следующую жизнь. Он мечтал родиться вновь… художником – и ради этого стоит поверить в реинкарнацию.