Артур Фонвизин с самого детства страдал аутизмом, до семи лет практически не разговаривал и был замкнутым, необщительным ребенком. По одной из версий, мгновенная и радикальная перемена в личности будущего виртуоза случилась во время посещения цирка Чинизелли. Потрясенный яркими красками и фантастической атмосферой праздника, будущий художник не только начал говорить, но и творить. Образ цирка — единственная тема, к которой он обращался до конца своих дней.
Артур Фонвизин прославился своей неповторимой манерой: трогательной, нежной, детской. Эмоциональность его работ граничила с легкомысленностью, из-за чего картины во время жизни художника не пользовались особой популярностью. Однако позднее он получил общественное, а за несколько лет до смерти и государственное признание.
Биография Артура Фонвизина
Артур Владимирович Фонвизин появился на свет 11 января 1883 года в семье лесничего. В 1889 году после переезда семьи из Риги в Тулу, младшего сына отправляют в гимназию.
Именно в этот период происходит судьбоносное посещение цирка, после которого у маленького мальчика просыпается любовь к рисованию. В 1900-м году он принимает решение прекратить обучение на пятом классе гимназии и начинает готовиться к вступительным экзаменам в художественное училище.
После успешного поступления в Московское училище свежеиспеченный студент знакомится с авангардистом Михаилом Ларионовым и символистом Павлом Кузнецовым, одним из руководителей творческого сообщества «Голубая роза».
Через несколько лет живописец посещает Германию: в Мюнхене тогда уже собралась мощная диаспора отечественных живописцев в лице Грабаря, Кандинского, Петрова-Водкина и других. Там он обучается искусству у немецких мастеров, осваивает акварель, занимается натурным рисованием.
Когда началась Первая мировая война художник перебирается в Тамбов, где занимается обучением и плотно работает над созданием собственных выставок. Позднее, по возвращении в столицу, становится членом нескольких крупных союзов. В этот период Фонвизин окончательно выбирает акварель своей основной техникой, ставшей впоследствии его творческой судьбой.
Спустя год после дебютной выставки, состоявшейся в 1936-м году, выходит в свет публикация с обличающей критикой творчества Артура Фонвизина. Из-за публичных обвинений в формализме несколько издательств перестают с ним работать, но на заседании по этому делу живописец получает поддержку известных деятелей, среди которых был Александр Древин и Дмитрий Моор.
Во время Великой Отечественной войны из-за своего немецкого происхождения Фонвизин был отправлен в Караганду, где начал знаменитую серию работ, посвященную городу ссылки. После коллективного ходатайства группы художников, среди которых были Вера Мухина и Петр Кончаловский, Артур Владимирович с семьей получает возможность вернуться в Москву. В течение нескольких лет он непрерывно трудится и регулярно организовывает выставки своих работ.
Медаль Всемирной выставки мастер получил в 1958-м году. Такой высокой оценки заслужил один из портретов, выполненный в акварельной технике. Героями его картин стали балерины Государственного Академического Большого театра. Двумя годами позже иллюстрации художника к известной сказке Гофмана «Крошка Цахес» покупает музей им. А. С. Пушкина. На эти деньги акварелист приобретает домик в селе, где продолжает творческую деятельность.
Дом Союза художников стал местом проведения последней выставки, целиком посвященной работам мастера. Уже через год художник стал обладателем почетной государственной награды «Заслуженный деятель искусств». 19 августа 1973 года в возрасте 90 лет Артур Фонвизин умер, оставив после себя сотни гениальных акварельных картин.
Самые известные картины Артура Фонвизина
Большинство акварельных картин Артура Фонвизина выполнены в оригинальной манере. Мастер не использовал никаких предварительных карандашных набросков и сразу наносил краску на поверхность холста. Среди лучших произведений живописца можно отметить следующие:
- «Цирк. Наездница» (1936) — яркий образец пристрастия художника к цирковому искусству. Отголоски ярчайшего детского впечатления автор пронес через всю жизнь.
- «Любовь» (1940-е) — в этой картине мастер совместил эстетику театрального изящества и отголоски дореволюционной России.
- «Наездник» (1950-е) — еще одна дань завораживающим огням цирка, которые побудили молодого Фонвизина заняться живописью.
- «Портрет балерины Люции Юмашевой» (конец 1950-х) — лучшая работа из серии портретов балерин Большого театра.
- «Галина Вишневская в роли Наташи Ростовой» (начало 1960-х) — пример блистательного портретного мастерства в акварельной технике.